Берёза

Широко известны у восточных славян троицкие обряды (см. Троица) с растущей или срубленной БЕРЁЗОЙ, совершаемые, как правило, девушками и женщинами. У русских в четверг перед Троицей совершался обряд «завивания березки»: девушки шли в лес, выбирали там молодую Березу и под пение обрядовых песен закручивали на дереве ветки в форме колец, связывая их своими лентами, поясами или нитками; рядом с «завитой» Березкой водили хороводы, гадали о будущем замужестве, устраивали совместное угощение.Девушки «кумились» с БЕРЁЗОЙ, просили у нее доли, умывались березовым соком для красоты и здоровья. В Костромском крае верили, что девушка, первой севшая в тени «завитой» БЕРЁЗЫ (на которой «завили» венок), выйдет замуж в текущем году.

В день Троицы вновь ходили к этому дереву, чтобы «развить», «распустить», «освободить» Березу. Наряду с этим совершались обряды и со срубленной «троицкой березкой»(которую называли в разных местах по разному —«кума», «гостейка», «семик», «куст», «баба», «красота»): деревце украшали лентами, бусами, цветами, ходили с ним по селу, а затем выносили за его пределы и там сжигали или топили(т.е. «провожали березку» или «хоронили» ее).

Крестьяне Дмитровского края (под Москвой) верили, что в березовые ветки на Троицу вселялись души умерших родственников.

Ветки БЕРЁЗЫ, особенно те, что были использованы в троицких или других календарных обрядах, расценивались в народной магии как надежный оберег. У всех славян считали, что заткнутые под крышей дома, оставленные на чердаке березовые ветки защищают от молнии, громаграда; воткнутые посреди посевов в поле, они отгоняют грызунов и птиц; брошенные на огородных грядках, предохраняют капусту от гусениц. С помощью веток БЕРЁЗЫ и березовых веников пытались уберечься от нечистой силы, болезней, «ходячих» покойников. Накануне дня Ивана Купалы березовые ветки втыкали над дверями хлевов, чтобы не дать ведьмам проникнуть к коровам и навредить им; на рога коровам надевали березовые венки для защиты от ведьм. У западных славян надежным средством защиты от злых сил считалась березовая метла, прислоненная к постели роженицы или к колыбели новорожденного. Во многих местах верили, что при битье березовым прутом заболевшего ребенка болезнь тут же отступит.

В знахарской практике действенным приемом лечебной магии считалось хождение к растущей БЕРЁЗЕ для «передачи» ей болезни: под БЕРЁЗУ выливали воду, оставшуюся после купания больного ребенка. Ср. мотив угрозы по отношению к болезни в тексте русского заговора от грудной жабы«Брошу жабу под березов куст, чтоб не болело, чтоб не щемило». Русские крестьяне обращались к БЕРЁЗЕ с просьбой об исцелении и при этом скручивали над больным березовые ветки, угрожая не отпускать их до тех пор, пока болезнь не отступится от человека. В Мазовии страдающий малярией должен был потрясти БЕРЁЗУ с приговором: «Тряси меня, как я тебя. а потом перестань».

Зеленин Д.К. Тотемы - деревья в сказаниях и обрядах европейских народов. М.—Л., 1937;

Соколова В.К. Весенне - летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов: XIX — начало XX в. М., 1979. С. 188-212;

Виноградова Л.Н. Мифологический аспект полесской «русальной» традиции // Славянский и балканский фольклор: Духовная культура Полесья на общеславянском фоне. М., 1986. С. 88—130.

Мифы народов мира. М., 1980. Т. 1. Г 169: Виноградова Л. Н., Усачева В. В.

Из словаря «Славянские древности»: Береза // Славяноведение. М., 1993. №6. С. 9-21;

(Конрад: Дополнено по второму изданию)


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *