Берёза

В знахарской практике действенным приемом лечебной магии считалось хождение к растущей БЕРЁЗЕ для «передачи» ей болезни: под БЕРЁЗУ выливали воду, оставшуюся после купания больного ребенка. Ср. мотив угрозы по отношению к болезни в тексте русского заговора от грудной жабы«Брошу жабу под березов куст, чтоб не болело, чтоб не щемило». Русские крестьяне обращались к БЕРЁЗЕ с просьбой об исцелении и при этом скручивали над больным березовые ветки, угрожая не отпускать их до тех пор, пока болезнь не отступится от человека. В Мазовии страдающий малярией должен был потрясти БЕРЁЗУ с приговором: «Тряси меня, как я тебя. а потом перестань».

Зеленин Д.К. Тотемы - деревья в сказаниях и обрядах европейских народов. М.—Л., 1937;

Соколова В.К. Весенне - летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов: XIX — начало XX в. М., 1979. С. 188-212;

Виноградова Л.Н. Мифологический аспект полесской «русальной» традиции // Славянский и балканский фольклор: Духовная культура Полесья на общеславянском фоне. М., 1986. С. 88—130.

Мифы народов мира. М., 1980. Т. 1. Г 169: Виноградова Л. Н., Усачева В. В.

Из словаря «Славянские древности»: Береза // Славяноведение. М., 1993. №6. С. 9-21;


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *