К вопросу об одной мистификации или гоголевский Вий при свете украинской мифологии

В остальных случаях мотив длинных век, поднимаемых вилами, сочетается с другим по функции взглядом. В пяти текстах герои, обладающие подобными веками, просят окружающих поднять им их, чтобы просто посмотреть, увидеть то, что видят все. Так ведут себя старик, царь-лев и Идол-Идолыц в русских сказках (Афанасьев, №№ 137, 233, Зеленин: 300-303), царь Пражор в белорусской (Романов 1887:259), св. Касьян в полтавском поверье (Мендельсон 1897:1).

В остальных случаях герой с такими веками обладает взглядом, уничтожающим все живое. Этот мотив в украинской традиции связан с двумя персонажами — св. Касьяном и шелудивым Буняком (Солодовым Буньо), прототипом которого, по мнению исследователей, был, предположительно, хан Батый. Св. Касьян в одном из полтавских поверий поднимает ресницы 29 февраля — “на что он тогда взглянет, все погибает” (Мендельсон 1897:1-21). Предводитель орды Буняк из неустановленной летописи, на которую ссылается Т. Жебровский, уничтожает город силой своего взгляда (Подолье, Жебровский 1851: 68). Ср. сообщение Начальной летописи под 6604 (1096 г.) о приходе Боняка к Киеву: “Приде второе Боняк безбожный, шелудивый отай хыщник к Кыеву внезапу и мало в градъ не въехаша половци, и зажгоша болонье около града...” (Вагилевич 1843: 163). Способностью сжигать города своим взглядом обладает и Солодовый Буньо. Согласно галицкому народному преданью, когда князь Роман Галицкий срубил Солодовому Буньо голову, “стала голова котити ся. Брови у той голови були таки довги, що очи скризь них дивити ся не могли. То як раз пидняла железними вилами ти брови на стятш голови, и голова подивила ся из Могилак на Городище, то циле те мисто запалило се” [Стала голова катиться. Брови у этой головы были такими длинными, что глаза сквозь не могли видеть. Как подняла железными вилами те брови на отсеченной голове, и голова посмотрела из Могилок на Городище, то целый город загорелся] (РЛН 1891: 302, ср. также Жебровский 1851: 66-71). Об особенностях взгляда галицкого полудемона, называемого Szeludywy Buniak, также наделенного длинными веками, никаких сведений не содержится (Вагилевич 1843: 163). Необходимо подчеркнуть, что все перечисленные персонажи, обладающие патологией глаз, в восточнославянской традиции ни разу не встречаются в быличках с сюжетом типа Аарне, Томпсон 307, положенным в основу повести Гоголя.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *