Ложка

Ложка — предмет домашней утвари, в обрядах — символ члена семьи, живого или умершего.

ЛОЖКА была одной из немногих личных вещей крестьянина; ложки помечали, избегали пользоваться чужими. ЛОЖКА мужчины подчас противопоставлялась остальным по размерам и форме; её использовали в народной медицине. На Украине полагали, что с помощью ЛОЖКИ умершего хозяина можно избавиться от родимого пятна, бородавки, нарыва, опухоли в горле и т. п.; она имела особое название — «одмирська» или «видмирьска». ЛОЖКУ парня или девушки использовали в любовной магии: её прижигали, чтобы приворожить к себе понравившегося человека.

Перед едой ЛОЖКУ клали обычно выемкой кверху, что как бы обозначало приглашение к еде; после же трапезы ЛОЖКУ переворачивали, показывая этим, что наелись. Вместе с тем в Орловской губернии не разрешалось класть ЛОЖКУ «вверх лицом» перед трапезой, иначе умрёшь с раскрытым ртом и глазами. По поверью белорусов Могилевской губернии, во время поминальной трапезы ЛОЖКУ за каждым приёмом пищи нужно класть на стол, чтобы ею ели деды, а класть нужно непременно выемкой вверх, иначе покойники перевернутся в могилах лицами вниз.

Если одна ЛОЖКА, оставленная на Столе на поминках, символизировала, как правило, одного умершего члена семьи и акт его кормления, то много ложек — всех умерших родственников или семью в целом, включая живых и мёртвых. В Гомельской области после поминок складывали ложки в кучу и оставляли до утра на столе, чтобы быть всем вместе на »том свете». Там же на »деды» ложки складывали на ночь вокруг миски с поминальным блюдом, а утром по положению ЛОЖЕК судили о том, приходили ли ночью «деды»: если утром она окажется перевёрнутой, значит, ею пользовался умерший.

На Украине и в Белоруссии в ночь под Рождество участники ужина оставляли свои ложки на столе, складывая венчиком на бортик миски с остатками кутьи; считали, что если ЛОЖКА за ночь упадёт или перевернётся, то её владелец в этом году умрёт. На Русском Севере на ночь выносили на улицу ложки, наполненные водой: если она замерзала с ямочкой, то это сулило хозяину смерть, а если с бугорком, то жизнь.

См. также Еда, Стол.

Топорков А.Л. Домашняя утварь в поверьях и обрядах Полесья // Этнокультурные традиции русского сельского населения XIX- начала XX в. М., 1990. Вып.2;

его же. Структура и функции сельского застольного этикета // Этнознаковые функции культуры М., 1991.


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.