Любовная Магия

Нестеров Н.В. За приворотным зельем
Нестеров Н.В. За приворотным зельем

Любовная Магия — совокупность действий, призванных магическими средствами воздействовать на сферу межличностных отношений любовно — эротического характера. Включает способы «привораживания» и «отвораживания» — как чисто акциональные, так и сопровождаемые произнесением словесных текстов.

Отдельные действия ЛЮБОВНОЙ МАГИИ известны ещё со времени Древней Руси. В «Вопросах Кирика» (12 в.) упоминается о том, что жены, которых невзлюбили их мужья, омывают своё тело водой и дают её выпить своим мужьям. К помощи ворожей, владевших секретами ЛЮБОВНОЙ МАГИИ, в 16 в. прибегала великая княгиня Соломония, супруга Василия Ивановича. Одна из ворожей наговаривала в рукомойнике воду и советовала великой княгине тою водою умываться, чтобы любил её муж, а когда понесут к великому князю сорочку, чехол или порты, и в то время она бы, омочив свои пальцы в рукомойнике, охватывала ими белье, другая наговаривала не то на масло, не то на пресный мед и велела ей тем тертися от того ж, чтоб её князь великий любил, да и детей деля.

Наиболее распространено у восточных славян привораживание с помощью пищи или питья, которые дают особе противоположного пола, произнеся над ними специальный заговор или подмешав грудное молоко, кровь (особенно менструальную), пот и т. п. Среди вопросов, которые задавали женщинам па исповеди их духовники в 15 в. и позднее, были и такие; омывала ли еси молоко с персей своих медом и давала пити мужу своему любви деля, или мазалася еси маслом или медом и, омывщися, давала еси пить кому.

Характерны для ЛЮБОВНОЙ МАГИИ и действия с одеждой, вырезанным из земли следом, волосами человека. Наиболее радикальным средством считалось т.н. «вмазывание в печь», причём его использовали не только в ЛЮБОВНОЙ МАГИИ, но и как средство против воров и вообще при наведении порчи. В Новгородской губернии девушки привораживали парней таким образом: брали два волоса, один свой, другой парня, свивали их вместе со словами: Как эти два волоса дружно свились, так бы и мы с (имя) дружно сжились; затем замазывали их глиной куда-нибудь в печь, приговаривая: Как в этой печке жарко, так бы и такому-то было бы меня жалко. Там же пекли яйцо в печке, нашептывая: Как это яйцо печется, так чтобы сердце милого пеклось обо мне, а потом давали съесть это яйцо тому, кого хотели приворожить.

Среди прочих способов наиболее распространено было привораживание с помощью косточек лягушки или летучей мыши, зеркала, различных любовных зелий. В 1642 г. некто Афонька Науменко показал на следствии, что он умеет «привораживать женок»: Возьмет лягушку самца да самку и кладет в муравейник и приговаривает: сколь тошно тем лягушкам в муравейнике, столь бы тошно было той женке по нем Афоньке, а поминает той женке в тот час имя, и на третий день приходит он, Афонька, к тому муравейнику, и в том-де муравейнике тех лятушек останется один крючок да вилки, и он то возьмет и тем крючком которую женку зацепит, и та женка с ним и воровать (т. е. предаваться блуду)станет; а как ему с тою женкою воровать не похочется, и он тое женку вилками от себя отпихнет, и та женка по нем тужить перестанет.

По украинским поверьям, ведьмы жгут на огне волосы человека или кипятят траву тирлич со словами: Тирлич, тирлич! Мого милого прикличь!, от чего их возлюбленный поднимается в воздух и летит к ним, как птица.

Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1869. Т.3;

Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. М., 1989.


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.