Конопля

Конопля — техническая культура, которую славяне узнали раньше, чем лён. Возделывание Конопли на всех этапах — от сева до тканья полотна — сопровождалось магическими действиями и считалось (за исключением сева) сугубо женским занятием. В верованиях и фольклоре с Коноплей связывается мотив «жизненных мук» (см. »Житие растений»и предметов): ни одно другое растение не претерпевает столько страданий, превращаясь из семени в полотно или рубаху (семя закапывают в землю, стебли дёргают, мочат, сушат, треплют, чешут, прядут и т. д.), поэтому песни о «муках» Конопля используются в качестве оберега, сербы с их помощью отгоняют градоносную тучу и т. п.

Перед севом хозяйка трижды объезжала на кочерге участок, предназначенный для Конопли (Могилевская губ.). Сеяли босиком, молча, сняв шапку, с завязанными глазами, иначе птицы выклюют семена, посеянная Конопля не взойдет; во время сева нельзя было здороваться и отвечать на приветствие. Чтобы обеспечить белизну волокна Конопли и чтобы семенные головки были крупными, в семена клали яйца, разбрасывали их по полю, закапывали в землю, перед севом ели яйца или яичницу.

Для магического возбуждения вегетации и обеспечения роста Конопли на Рождество, масленицу, в первую неделю Великого поста, на Ивана Купалу, в Петров день прыгали с лавок, столов, печей; поднимали или подбрасывали вверх предметы; женщины катались с гор на санях, на скамьях, на донцах от прялок, катались на лошадях (восточные славяне); качались на качелях, танцевали с подскоками — «на высокий лён и коноплю» (западные и южные славяне); зажигали костры и прыгали через них — чем выше, тем лучше урожай Конопли (русские, чехи, болгары). Чтобы Конопля выросла высокой, девушки выбирали для танцев самого высокого парня (словаки, болгары); семена Конопли на поле несли на плечах, т. е. высоко (белорусы). Чтобы Конопля выросла густой, тонковолокнистой, выбирали сеятеля с густыми волосами и бородой.

Конопля имела продуцирующую функцию. Новорождённого перевязывали матками (женская особь конопли с семенами), если же его обвязать плоскунами (мужская особь Конопли без семян), он будет бесплодным. Девочке в первую купель клали Коноплю, чтобы волосы были длинные (чехи). При посещении роженицы приносили с собой одно пасмо Конопли, которое клали в люльку, чтобы ребёнок -мальчик был усатым, а девочка «волосата» (сербы).

Чтобы у молодожёнов были дети и у молодой были лёгкие роды, мать клала невесте за пояс семена Конопли, которые во время венчания она высыпала на пол; при нежелании иметь детей невеста брала на венчание «мужскую» Коноплю (сербы). Семенами Конопли посыпали молодых на свадьбе (русские). Чтобы оградить молодых от порчи, им насыпали в обувь семена Конопли, опоясывали стеблями Конопли по голому телу (Моравия, Словакия), раскладывали вокруг невесты стебли Конопли и поджигали (болгары). Молодая, входя в новый дом, разбрасывала по избе конопляное семя, чтобы выгнать из дома злых духов и ведьм (моравско-словацкое пограничье).

Чтобы покойник не стал вампиром, его покрывали конопляным полотном (сербы), опоясывали поверх рубашки пасмом Конопли, могилу обкладывали Коноплей или конопляной паклей и поджигали (болгары). Покойника окуривали дымом от Конопли, пепел и остатки Конопли клали в гроб (сербы).

В календарных обрядах Конопля использовалась в качестве оберега и продуцирующего средства. На Благовещение куски конопляного полотна клали на пол по углам избы, поджигали его и окуривали все вокруг, чтобы гады, выползшие из земли, не заползли в дом (Закарпатье), чтобы уберечься от укуса змеи (Болгария). В Лесковацкой Мораве в Мышиный день (9. XI) молодёжь обходила дом со стеблем конопли и изгоняла мышей, а затем собирала все стебли и устраивала из Конопли костёр в центре села. В Подолии на Купалу собирали конопляный цвет и рассыпали перед входом в дом и в хлев, чтобы преградить путь ведьме.

Конопля как апотропейное растение использовалась в народной медицине. В Восточной Сербии от эпилепсии употребляли «забытую» Коноплю, т. е. оставшуюся в поле неубранной. От заразных болезней детей опоясывали паклей, которой обмывали покойника, затем её сжигали и мазали ребёнка сажей; рядом с колыбелью клали зелёную Коноплю, чтобы ребёнок лучше спал (сербы). Нитка из Конопли и льна, изготовленная в Страстной четверг, служила лечебным средством при переломах и вывихах (русско-белорусское пограничье).


Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Второе издание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.