Камень

В космогонических преданиях рассказывается о том, что в начале творения Сатана нырнул и достал Камень со дна моря: Господь разломил его надвое, одну половину оставил себе, а вторую отдал Сатане; после этого Бог ударил о камень и из искр, вылетевших из него, появились ангелы; когда Сатана проделал то же, из искр появились бесы. Отголоски древних космогонических мифов сохраняет и мотив птицы, сидящей в начале творения на Камне среди моря (заговоры, духовные стихи, колядки).

Архаический характер имеет и мотив происхождения человека от Камня, например в былине “Бой Ильи Муромца с сыном”: “Зародился я от сырой земли,/ Я от батюшка всё от камешка,/ От камешка да от горюцаго”. По белорусским поверьям, мужчина рождается на камешке, а женщина на черепке, поэтому если в земле под супружеской постелью лежит Камень, то супруга беременеет мальчиком, а если черепки битой посуды, то девочкой.

В фольклоре и мифологии Камень осмысляется как некая основа, центр мира или замок, скрепляющий небо и землю. При ударе о Камень из него источаются огонь или вода — основные стихии мироздания. В былинах и сказках герой превращаются в Камень или временно заключаются в него что осмысляется ими впоследствии как временное погружение в сон. В сказках в каменном яйце может быть заключена Кощеева смерть, в каменной гробнице находит вечный покой былинный Святогор. В духовном стихе о Свитке Иерусалимском внутри Камня, упавшего с неба, обнаруживается послание к человечеству, написанное рукой Иисуса Христа.

В фольклоре с Камнем органически сопрягается тема рока: в былинах он становится “Камнем преткновения” для Василия Буслаева, предвещает на распутье будущее богатырю. Камень занимает центральное место в архаической картине мира, воссоздаваемой в русских и белорусских заговорах (см. Алатырь). Известны в заговорах образы каменной стены до неба, каменной тучи, каменной бабы и др. Разнообразно используются Камни в народной медицине и охранительной магии (см. Куриный бог).

Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974;

Макаров Н.А. Камень Антония Римлянина // Новгородский исторический сборник. Л., 1984. Вып. 2(12);

ДемиденкоЕ.Л. Значение и функции общефольклорного образа камня // Русский фольклор. Л., 1987. Вып. 24;

Макаров Н.А., Чернецов А.В. К изучению культовых камней // Советская археология. 1988. № 3;

Дубов И.В. Культовый “Синий камень” из Клещина // Язычество восточных славян. Л., 1990.


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.