Мартовский обрядовый комплекс румын и болгар в этнокультурной традиции карпато-балканского региона

Обычай ношения мартовских нитей Л. Йорданова и А.А. Плотникова считают генетически связанным с обычаем вывешивать во дворах в первый день весны различные предметы из ткани, пряжи, ниток красного цвета. Однако обычай ношения мартовских нитей распространен в гораздо более широком ареале, нежели обычай вывешивания 1 марта во дворе красной ткани и одежды. Согласно исследованиям А.А. Плотниковой, конфигурация изодоксы «мартовская нить» располагается почти параллельно изодоксе «вывешивание 1 марта красной ткани». Румынский исследователь И. Гиною напрямую связывает обычай ношения мартовской нити с легендой о мартовской старухе (Бабе Докии), которая, поднимаясь со стадом в горы, якобы пряла нить года, подобно тому как Мойры или Парки пряли нить человеческой жизни. Образ мартовской старухи в представлениях румын действительно связан с прядением. Согласно вариантам легенды, известным на Буковине, в Трансильвании и на юго-востоке Румынии, Баба Докия отправилась в горы, заткнув за пояс прялку и взяв с собой кудель (этот мотив встречается также в сербских и греческих вариантах). В некоторых районах Румынии прядение считалось единственной работой, выполнение которой допустимо 1 марта.


Мартовский обрядовый комплекс румын и болгар в этнокультурной традиции карпато-балканского региона

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *