Мартовский обрядовый комплекс румын и болгар в этнокультурной традиции карпато-балканского региона

Большинство наименований мартовской нити перекликается с названием месяца: рум. и молд. mărţişor, молд. mărţiguş, арум. m`arţu, болг. мартеница, мартеничка, мартичка, мартенича, мартишора, марта, Баба Марта, макед. мартинка, мартинче, марте, греч. ου Мαρτ’, ου Мαρτ’ς, το Мαρτοάτονο. Хроматика мартовских нитей в разных местностях может быть различна, однако чаще всего в ней присутствуют красный и белый цвета. Для южных славян слова «белый» и «красный» являются в определенном смысле синонимами слова «красивый». Так, у болгар и македонцев бела-червена – устойчивый эпитет для красивой девушки или женщины (ср. рус. «красна девица»). У македонцев существует поговорка-пожелание для тех, кто носит мартовские нити: «да сме бели и червени» и т.д. В румынском языке прилагательное «белый» (alb) может использоваться в значении «прозрачный», «чистый», «невинный». Выражение «белые дни» (zile albe) обозначает безмятежную, счастливую жизнь, «белый свет» (lumea albă) в народных сказках означает «реальный мир», «мир людей». Обозначение красного цвета в румынском языке имеет скорее отрицательные коннотации: «a vedea roşu (înaintea ochilor)» («видеть красное перед глазами») означает «разозлиться», «выйти из себя». Учитывая то, что в ряде случаев в румынских, а также в македонских и албанских мартовских нитях присутствует черный цвет (наряду с красным и/или белым), автору кажется возможным применить в данном случае гипотезу В. Тернера о символике белого и красного в ритуалах, проверенную этим исследователем на материалах африканских культур («Символ и ритуал». М., 1983). Как пишет Тернер в своей монографии, черный цвет может присутствовать в триаде «белый – красный – черный» как «молчаливый партнер» и часто исчезает из символики ритуалов. Можно предположить, что подобным образом исчезает черный цвет и из мартовских нитей, т.к. о таких явлениях, как темнота, холод, бесплодие, смерть, упоминать нежелательно. Так, мартовская нить у балканских народов чаще всего является двуцветной, красно-белой, и оба цвета символизируют свет, плодородие, жизнь, удачу.


Мартовский обрядовый комплекс румын и болгар в этнокультурной традиции карпато-балканского региона

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *