Жаворонок

В России и на Украине в день Сорока мучеников (22.III), а на Русском Севере также на Алексеев день (30.III) или на Благовещение (7.IV) пекли птичек из теста, называемых жаворонками (реже — куликами и ластовочками). “Жаворонков” оставляли в сарае, давали овцам, детям, одного бросали в печь. Дети бежали с ними на улицу “кликать лето”, шли в поле и кричали: “Жаворонок, жаворонок, на тебе зиму, а нам лето”, или “на тебе сани, а нам телегу”. “Жаворонков” подбрасывали вверх со словами: “Жаворонки, жаворонки, прилетите, с собой весну принесите!” В многочисленных припевках, приговорах и веснянках к ЖАВОРОНКУ весной обращались с просьбой принести лето теплое, соху, борону, хлеба нового, здоровья и т. д. Например:

Принеси весну
На своем хвосту,
На сохе, бороне,
На ржаной копне,
На овсяном снопе.

Иногда в одного из “жаворонков” запекали лучинку и кому она доставалась, тот и должен был начинать сев. Во многих местах с прилетом ЖАВОРОНКА начинали пахоту и сев. Весенний ЖАВОРОНОК своим пением призывает к началу полевых работ: “Сейте, орите, бороните!”, “Кидай сани, бери воз / Да поедем на навоз, / Будем гной возить, / Картопли садить!”, “Качубей качубей, / Вяди коней паскарей! Уже прата-а-лачки, / Уже прата-а-лачки!”, “Деду, сей, сей овес и ячмень!”, “Роди, Боже! Роди, Боже! Роди, Боже!”. ЖАВОРОНОК упоминается и в заклинании, призванном обеспечить рост льна: “Как жаворонок высоко летает, так чтобы и лен твой высокий был!”

Соколова В.К. Весенне-летние   календарные   обряды русских, украинцев и белорусов. XIX — начало XX в. М., 1979. С. 68—72, 74, 82, 92—93;

Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997. С. 633-639;

Добровольский В.Н. Звукоподражания в народном языке и в народной поэзии // Этнографическое обозрение. 1894, № 3.


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *