
Жаворонок — одна из чистых “божьих” птиц. Как птицу почитаемую, его запрещалось употреблять в пищу, а убивать считалось грехом. Поляки называли ЖАВОРОНКА певцом Божьей Матери. Когда Христос ходил по земле, ЖАВОРОНОК ежедневно приносил ей вести о Нем, утешал в горе и предсказывал воскресение Христово, а потом был взят ею на небеса, где возле престола Пресвятой девы он неустанно славит ее своим пением “Ave Maria”. В древнерусском “Сказании о птицах небесных” ЖАВОРОНОК говорит о себе: “Я высоко летаю, песни воспеваю, Христа прославляю”. Согласно легенде, ЖАВОРОНКИ, как и ласточки, вынимали колючие тернии из тернового венца распятого Христа. Поднявшись высоко в небо, ЖАВОРОНОК проводит время в молитвах. Потом, внезапно замолкнув, взмывает еще выше и летит на исповедь к самому Богу.
Правда, иногда, преисполнившись непомерной гордости за то, что Бог позволил ему так высоко подниматься в небо, он летит вверх и похваляется: Палячу на нёбу. на небу. схвачу Бога за борыду. Борыду...
А потом камнем падает вниз со словами: А Бог мине киим. киим... Тры, тры, тры!..
(это удары Божьего кия по ЖАВОРОНКУ). Мене Бог бил-бил-бил кием-кием-кием-кием и на землю кинул-кинул-кинул-кинул-кинул!.
Он даже отваживается соперничать с самим Богом. Хватает соломинку и летит к Богу, бросая Ему вызов: Палячу киим бить, киим бить!
, Пойду с Богом биться!
, Ходи, Боже, биться!
, Убью Бога, убью Бога, убью Бога, убью, убью, убью, убью Бога
!. А потом роняет соломинку и падает вниз с криком: Нема чем, нема чем!
, Кий упал! Кий упал!
, Кий уронил, кий уронил!
, Упустил булаву, упустил булаву, упустил булаву!
.
У поляков Галиции существует легенда о происхождении ЖАВОРОНКА: Бог подбросил высоко вверх комочек земли, из которого и произошла эта серая как земля птичка.

Два разных вида ЖАВОРОНКА — обычный и хохлатый — в народных представлениях часто воспринимаются как одна птица: чуб вырастает у ЖАВОРОНКА на третьем году жизни или же зимой ЖАВОРОНОК имеет чубок на голове, а на лето его сбрасывает. В некоторых местах ЖАВОРОНОК с остроконечным “башлыком” на голове называют “жаворонковым кумом”. Считают, что на зиму обычный ЖАВОРОНОК превращается в хохлатого или в мышь, (К: ср. Превращение Ласточки в Лягушку) а летом принимает свои прежний облик.
Согласно поверьям, зиму ЖАВОРОНОК проводит в мышиной норе, в поле под камнем, под комом земли в борозде или в меже. В середине зимы он поворачивается на другой бок и спит до весны. По другим поверьям, зимой он находится высоко - высоко в небе. Ангелы держат его в руках, нежат и ласкают, пока не блеснет первая молния и не раскроются небеса, куда ЖАВОРОНКУ в это время позволено бывает заглянуть.
Прилет ЖАВОРОНКА связывался с приходом весны. У западных славян считалось, что 2 февраля в день Громничной Божьей Матери, или Сретения, ЖАВОРОНОК непременно должен пискнуть, даже если он рискует в эту пору замерзнуть, а позже св. Агнешка выпускает ЖАВОРОНКА из мешка или из-под камешка. Украинцы связывали прилет ЖАВОРОНКА, этих первых вестников весны, с душами предков, которые раз в год навещают родную ниву. На Волыни прилет ЖАВОРОНКА приурочивался к дню Алексея “Голосея” (30.III). У белорусов был обычай дарить от всей деревни булку тому, кто первым увидит или услышит ЖАВОРОНКА, “чтобы этот самый человек в продолжение целого года заявлял о том, что может случиться в деревне”.
В России и на Украине в день Сорока мучеников (22.III), а на Русском Севере также на Алексеев день (30.III) или на Благовещение (7.IV) пекли птичек из теста, называемых жаворонками (реже — куликами и ластовочками). “Жаворонков” оставляли в сарае, давали овцам, детям, одного бросали в печь. Дети бежали с ними на улицу “кликать лето”, шли в поле и кричали: “Жаворонок, жаворонок, на тебе зиму, а нам лето”, или “на тебе сани, а нам телегу”. “Жаворонков” подбрасывали вверх со словами: “Жаворонки, жаворонки, прилетите, с собой весну принесите!” В многочисленных припевках, приговорах и веснянках к ЖАВОРОНКУ весной обращались с просьбой принести лето теплое, соху, борону, хлеба нового, здоровья и т. д. Например:
Принеси весну
На своем хвосту,
На сохе, бороне,
На ржаной копне,
На овсяном снопе.
Иногда в одного из “жаворонков” запекали лучинку и кому она доставалась, тот и должен был начинать сев. Во многих местах с прилетом ЖАВОРОНКА начинали пахоту и сев. Весенний ЖАВОРОНОК своим пением призывает к началу полевых работ: “Сейте, орите, бороните!”, “Кидай сани, бери воз / Да поедем на навоз, / Будем гной возить, / Картопли садить!”, “Качубей качубей, / Вяди коней паскарей! Уже прата-а-лачки, / Уже прата-а-лачки!”, “Деду, сей, сей овес и ячмень!”, “Роди, Боже! Роди, Боже! Роди, Боже!”. ЖАВОРОНОК упоминается и в заклинании, призванном обеспечить рост льна: “Как жаворонок высоко летает, так чтобы и лен твой высокий был!”
Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. XIX — начало XX в. М., 1979. С. 68—72, 74, 82, 92—93;
Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997. С. 633-639;
Добровольский В.Н. Звукоподражания в народном языке и в народной поэзии // Этнографическое обозрение. 1894, № 3.


Добавить комментарий