Заговоры — "малые" фольклорные тексты, служащие магическим средством достижения желаемого в лечебных, защитных, продуцирующих и других ритуалах. Исполнение заговора носит окказиональный и сугубо индивидуальный характер. Заговоры отличаются ярким своеобразием семантики, структуры и языка; в жанровом и функциональном отношении ближе всего стоят к заклинаниям и народным молитвам
Наиболее употребительная народная терминология заговоров восходит к праслав. глаголам речи govoriti, mъluiti, bajati и др.: ц.слав. баснь, рус. заговор, наговор, слова, шептания, бел. замова, укр. замовляння, болг. баилка, басна, серб, басма, баjка.
Славянские заговоры имеют двойственное фольклорно-книжное происхождение и сочетают в себе признаки древнейших (индоевропейских) форм устной вербальной магии и элементы средневековой апокрифической книжности (в том числе переводной литературы). Подобная двойственность отличает и бытование заговоров: на всем протяжении своей истории они циркулировали как в устной, так и в письменной форме. Наиболее ранняя письменная фиксация в.славянских заговоров — новгородские берестяные грамоты № 734 "сихаілъ сихаілъ сихаілъ аньгьлъ аньгьлъ аньгьлъ гидьнь гь има аньгьла" (рубеж XII и XIII вв.) и № 715 "Тридевять ангелов, тридевять архангелов, избавьте раба Божия Михея от трясовицы молитвами святой Богородицы" (XIII в.) (см. Заговор 1993:104 — 107). Записи з.слав, заговоров XIII в. содержатся в "Каталоге магии Рудольфа" (Верхняя Силезия), например, "Приди, сатана, искупайся, причешись, своему коню дай овса, ястребу — мяса, а мне покажи мужа моего". Множество текстов заговоров содержится в рукописных и печатных лечебниках, травниках, сборниках смешанного содержания (особенно XVII-XVIII вв.), а также в доживших почти до наших дней так наз. заветных тетрадях, где заговоры соседствуют с каноническими и апокрифическими молитвами, хозяйственными и кулинарными рецептами, календарными записями и т. п. Заговоры легко переходили из письменной сферы в устную и наоборот, однако применение заговоров в магической практике связано почти исключительно с устной формой.
Добавить комментарий