Заговор

В текстах заговоров столь широкий спектр прагматических параметров и мотивов реализуется в самых разнообразных речевых актах: сообщения, просьбы, приказания, требования, угрозы, предостережения, увещевания, уговора, приглашения и мн. др., а также в характерных перформативных конструкциях, где слово тождественно и равносильно "делу": "Я говорю-уговариваю сердечную грыжу, заплечную грыжу, пуповую и паховую", "Снимаю рев, переполох, бессонницу, полунощницу, неугомонницу, испуг и грыжу" и т. п.

Важная роль в достижении целей заговора (избавления от "зла", восстановления целостности мира и миропорядка) принадлежит магическим формулам перечисления — частей тела, из которых изгоняется болезнь ("Господи Боже наш премилостнвый, Царю святый, отжени всяк недуг от раба своего /имярек/, от души и от тела, от главы, от верха, от темени, от влас, от чела, от брови, от веку, от рясниц, от очию, от ушию, от лица, от носу, от устну, от языка, от подъязычья, от гортани...."; болезней, их симптомов и действий ("...щепоты, ломоты унимала, садести и болезни, порезы и посеки, от удару и от укладу и булату унимала и запирала..."; элементов пространства и времени ("...не троньте и не грызите раба Божия /имярек/ ни в день, ни в нощь, ни в утреню зарю, ни в вечерню, ни на нову, ни на ветху и ни на перекрою месяцу...", свойств, особенно цвета ("... От женского глаза, от мужского глаза, от детского глаза, от своей радости, от черного глаза, от белого глаза, от голубого глаза, от желтого глаза...", отношений родства "Я сжег твоих детей, я сжег твою жену... отца, мать, дядю и тетку по отцу, дядю и тетку по матери, деверя, золовку, кума, брата, сноху, сестру, зятя... я сжег весь твой род", убывающих или возрастающих чисел ("У нашего /имярек/ девять жен; после девяти жен восемь жен; после восьми жен семь жен; после семи жен шесть жен; после шести жен пять жен..." и т. д. 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *