Сирота — воспринимается как лицо социально и ритуально ущербное. Тяжкая участь и беззащитность Сироты, лишенного опекунов и защитников, отмечается в пословицах (например, Житье сиротам — что гороху при дороге, кто мимо идет, тот и урвет
; В сиротстве жить — день деньской слезы лить
), в похоронных плачах и свадебных причитаниях невесты- Сироты Заключая брак, жених - Сирота обычно «шел в приемыши», т.е. поселялся в доме у тестя и занимал зависимое положение.
Как и нищий, Сирота считался обделенным, лишенным доли, а поэтому не мог участвовать в семейных обрядах, чтобы не распространить свою обездоленность на окружающих и на саму обрядовую ситуацию. Сирота не допускается к участию в свадебном обряде. Например, у болгар в обряде бритья жениха, предваряющем свадебную церемонию, в роли брадобрея не мог выступать Сирота. У сербов муку для свадебного каравая должна просеивать девушка, у которой живы оба родителя. Следили, чтобы мальчик, участвующий в некоторых этапах свадьбы, не был Сиротой. В Болгарии Сирота не могла присутствовать в послеродовом обряде, в котором на третий день после родов чествуют духов судьбы орисниц. Сирота не принимал участия и в некоторых календарных обрядах, исполняемых ради плодородия и правильного течения жизни. В Болгарии в день св. Германа, празднуемого для предотвращения града, куклу, изображавшую Германа, изготавливали в том доме, где живы оба родителя. В Сербии запрещалось Сироте разжигать первый огонь в новом доме.
Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Второе издание
Добавить комментарий