Каравай, Коровай — главный свадебный хлеб, большой, чаще всего круглый, который делят на свадьбе для угощения всех её участников.
Название «коровай» известно только восточным и южным славянам. У западных славян для наименования главного свадебного хлеба часто используется термин «колач». В роли Каравая могут выступать различные хлебные изделия, например, большой пряник с украшениями, рыбный пирог на Русском Севере.
В символике Каравая сочетаются мужское и женское начала. Слово «коровай» этимологически связано с названием коровы, символизирующей невесту, а суффикс -ай позволяет видеть в Каравае символ быка —жениха. Коровье-бычью символику Каравая проясняют белорусские свадебные песни: в каравайном тесте замесился теленок, Каравай рогат, сдобрен коровьим маслом и сыром. С рогами связаны названия украшений на Каравае: скрученных из теста рожков, обвитых тестом веток.
С девичьей символикой связаны некоторые детали украшения Каравая, в каравайных песнях Каравай уподобляется невесте. Но Каравай может соотноситься и с женихом. Караваю присуща фаллическая символика. Ср. мотив коитусав белорусских каравайных песнях: «Печь наша рогочет, караваю хочет», а также белорусский обычай сажать невесту на Каравай перед брачной ночью. Не случайно Каравай пекут лишь невесте-девушке, но не вдове. Мотив коитуса воплощают и фигурки на Каравае: боров верхом на свинье, петух на курице, гусак на гусыне и т. п. Фаллическую символику имеют фигурки шишек на Каравае, пара яиц, запекаемых в Каравай (при дележе Каравая их стараются украсть у дружки, чтобы опозорить его), заяцкак персонаж каравайных песен.
Как и некоторые другие символы брака, Каравай обычно круглой формы, реже кольцеобразной. Внутрь Каравая иногда запекают курицу, петуха, яйца, монеты для богатства, начиняют куриным, говяжьим, свиным мясом, пшённой кашей, сыром. На Каравай помещают различные фигурки из теста (птички, животные, жених и невеста, ребёнок, шишки, сердце, крест, солнце, месяц, звезды), опоясывают Каравай ободом из теста, часто в виде плетёной косы, обвязывают белым полотенцем, красным поясом и др.
Каравай пекут у обоих молодых или только у невесты, обычно в канун свадьбы, изредка к обручению и даже наутро после брачной ночи. У восточных славян и у поляков месят тесто и пекут Каравай женщины (каравайницы), не разведённые и не вдовы, обычно нечётное число. В Белоруссии дрова для печения Каравая берут из трёх дворов и от трёх «счастливых» пород деревьев. У русских Каравай пекут не только женщины, но и подруги невесты, её мать, муж с женой, иногда в присутствии жениха, посаженного на вывернутую шубу. Воду после печения Каравая выливают под плодовое дерево. В песнях в изготовлении Каравая участвуют небесные силы: Бог месит, Пречистая святит, ангелы воду носят, муку сыплют, месяц в печь сажает, солнышко запекает.
Караваемкак даром Божьим благословляют молодых, разламывают у них над головой, встречают им новобрачных после венчания. На свадьбе Каравай ставят на стол перед молодыми (у русских, болгар), подвешивают над головой невесты (у сербов), выставляют перед переменой невесте головного убора (у поляков). У русских во время венчания невеста держит за пазухой две горбушки от обоих Караваев, которые молодые потом вместе съедают для скрепления брачного союза.
Центральным обрядовым действием с Караваем является его делёж — символическое деление общего блага на части и наделение каждого своей долей.К участию в дележе Каравая приглашают Бога, а при раздаче Каравая гостям — «раздаривании на мир Божий» — высказывают пожелание наделить «счастьем-долей». У белорусов и украинцев середину Каравая обычно дают молодым, нижнюю корку — музыкантам, а остальное раздают по старшинству гостями посторонним. У восточных славян во время брачной ночи Каравай часто находится в спальне новобрачных. У русских делёж и раздача Каравая бывают связаны с дефлорацией невесты: Каравай ломают после брачной ночи; в случае «честности» невесты гостям после брачной ночи подают курники, середину кулебяки наполняют рыбой (в противном случае оставляют пустой и затем посылают отцу невесты).
Иванов В.В., Топоров В.Н.Исследования в области славянских древностей. М., 1974. С. 243–258;
Топоров В.Н.Об одной мифоритуальной «коровье-бычьей» конструкции у восточных славян в сравнительно-историческом и типологическом контекстах // Славянские этюды. Сборник к юбилею С. М. Толстой. М., 1999. С. 491–532.


Добавить комментарий