Каравай

Каравай, Коровай — главный свадебный хлеб, большой, чаще всего круглый, который делят на свадьбе для угощения всех её участ­ни­ков.

Название «коровай» известно только восточным и южным славянам. У западных славян для на­име­нова­ния главного сва­деб­но­го хлеба часто ис­поль­зу­ет­ся термин «колач». В роли Каравая могут выступать различные хлебные изделия, например, большой пряник с ук­ра­шени­ями, рыбный пирог на Русском Севере.

В символике Каравая со­чета­ют­ся мужское и женское начала. Слово «коровай» эти­моло­гичес­ки связано с названием коровы, сим­во­лизи­ру­ющей невесту, а суффикс -ай позволяет видеть в Каравае символ быкажениха. Коровье-бычью символику Каравая проясняют бе­лорусс­кие свадебные песни: в ка­равай­ном тесте замесился теленок, Каравай рогат, сдобрен коровьим маслом и сыром. С рогами связаны названия украшений на Каравае: скру­чен­ных из теста рожков, обвитых тестом веток.

С девичьей сим­во­ликой связаны некоторые детали украшения Каравая, в ка­равай­ных песнях Каравай упо­доб­ля­ет­ся невесте. Но Каравай может со­от­но­сить­ся и с женихом. Караваю присуща фал­ли­чес­кая символика. Ср. мотив коитусав бе­лорусс­ких ка­равай­ных песнях: «Печь наша рогочет, караваю хочет», а также бе­лорусс­кий обычай сажать невесту на Каравай перед брачной ночью. Не случайно Каравай пекут лишь невесте-девушке, но не вдове. Мотив коитуса воплощают и фигурки на Каравае: боров верхом на свинье, петух на курице, гусак на гусыне и т. п. Фал­ли­чес­кую символику имеют фигурки шишек на Каравае, пара яиц, за­пека­емых в Каравай (при дележе Каравая их стараются украсть у дружки, чтобы опозорить его), заяцкак персонаж ка­равай­ных песен.

Как и некоторые другие символы брака, Каравай обычно круглой формы, реже коль­це­об­разной. Внутрь Каравая иногда запекают курицу, петуха, яйца, монеты для богатства, начиняют куриным, говяжьим, свиным мясом, пшённой кашей, сыром. На Каравай помещают различные фигурки из теста (птички, животные, жених и невеста, ребёнок, шишки, сердце, крест, солнце, месяц, звезды), опо­ясы­ва­ют Каравай ободом из теста, часто в виде плетёной косы, об­вя­зыва­ют белым по­лотен­цем, красным поясом и др.

Каравай пекут у обоих молодых или только у невесты, обычно в канун свадьбы, изредка к обручению и даже наутро после брачной ночи. У восточных славян и у поляков месят тесто и пекут Каравай женщины (ка­равай­ни­цы), не раз­ве­дён­ные и не вдовы, обычно нечётное число. В Бе­лорус­сии дрова для печения Каравая берут из трёх дворов и от трёх «счаст­ли­вых» пород деревьев. У русских Каравай пекут не только женщины, но и подруги невесты, её мать, муж с женой, иногда в при­сутс­твии жениха, по­сажен­но­го на вы­вер­ну­тую шубу. Воду после печения Каравая выливают под плодовое дерево. В песнях в из­го­тов­ле­нии Каравая участвуют небесные силы: Бог месит, Пречистая святит, ангелы воду носят, муку сыплют, месяц в печь сажает, солнышко запекает.

Караваемкак даром Божьим бла­гос­ловля­ют молодых, раз­ла­мыва­ют у них над головой, встречают им но­воб­рачных после венчания. На свадьбе Каравай ставят на стол перед молодыми (у русских, болгар), под­ве­шива­ют над головой невесты (у сербов), выс­тавля­ют перед переменой невесте головного убора (у поляков). У русских во время венчания невеста держит за пазухой две горбушки от обоих Караваев, которые молодые потом вместе съедают для скреп­ле­ния брачного союза.

Цент­раль­ным обрядовым действием с Караваем является его делёж — сим­во­личес­кое деление общего блага на части и наделение каждого своей долей.К участию в дележе Каравая приг­ла­ша­ют Бога, а при раздаче Каравая гостям — «раз­да­рива­нии на мир Божий» — выс­ка­зыва­ют пожелание наделить «счастьем-долей». У белорусов и украинцев середину Каравая обычно дают молодым, нижнюю корку — му­зыкан­там, а остальное раздают по стар­шинс­тву гостями пос­то­рон­ним. У восточных славян во время брачной ночи Каравай часто находится в спальне но­воб­рачных. У русских делёж и раздача Каравая бывают связаны с деф­ло­раци­ей невесты: Каравай ломают после брачной ночи; в случае «честности» невесты гостям после брачной ночи подают курники, середину кулебяки наполняют рыбой (в противном случае оставляют пустой и затем посылают отцу невесты).

Иванов В.В., Топоров В.Н.Исс­ле­дова­ния в области сла­вянс­ких древ­ностей. М., 1974. С. 243–258;

Топоров В.Н.Об одной ми­фори­ту­аль­ной «коровье-бычьей» конс­трук­ции у восточных славян в срав­ни­тель­но-ис­то­ричес­ком и ти­поло­гичес­ком кон­текс­тах // Сла­вянс­кие этюды. Сборник к юбилею С. М. Толстой. М., 1999. С. 491–532.


Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *