Сирота, не имея опеки среди людей, получал ее от Бога, забравшего у него родителей, но за это предоставившего Сироте свое особое покровительство (ср. пословицы: За сирого и вдового сам Бог на страже стоит
, Дал Господь сиротинке роток — даст и хлеба кусок
, За сиротою сам Бог с калитою
). Имея покровительство в сакральном мире, Сирота мог обращаться туда за помощью. В частности, невеста - Сирота перед венчанием приходит на могилу своих умерших родителей, чтобы попросить у них благословения и опеки. Сирота, как и нищий, имел статус посредника между миром людей и «иным» миром. Слово Сироты, как и слово нищего, быстрее доходит до Бога. Поэтому помощь, оказываемая Сиротам, считалась богоугодным делом и уравнивалась в глазах общества с помощью вдове, подаянием нищему, деньгами, отдаваемыми на церковь, и осмыслялась как Божья доля, которая должна была обеспечить дающему после смерти прощение грехов и достойное существование в загробном мире, а при жизни — удачу в делах. Например, при засеве земледелец просил Бога уродить хлеба на всякую долю, на нищую долю, на сиротскую долю...
Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Второе издание
Добавить комментарий