Каравай

Как и некоторые другие символы брака, Каравай обычно круглой формы, реже коль­це­об­разной. Внутрь Каравая иногда запекают курицу, петуха, яйца, монеты для богатства, начиняют куриным, говяжьим, свиным мясом, пшённой кашей, сыром. На Каравай помещают различные фигурки из теста (птички, животные, жених и невеста, ребёнок, шишки, сердце, крест, солнце, месяц, звезды), опо­ясы­ва­ют Каравай ободом из теста, часто в виде плетёной косы, об­вя­зыва­ют белым по­лотен­цем, красным поясом и др.

Каравай пекут у обоих молодых или только у невесты, обычно в канун свадьбы, изредка к обручению и даже наутро после брачной ночи. У восточных славян и у поляков месят тесто и пекут Каравай женщины (ка­равай­ни­цы), не раз­ве­дён­ные и не вдовы, обычно нечётное число. В Бе­лорус­сии дрова для печения Каравая берут из трёх дворов и от трёх «счаст­ли­вых» пород деревьев. У русских Каравай пекут не только женщины, но и подруги невесты, её мать, муж с женой, иногда в при­сутс­твии жениха, по­сажен­но­го на вы­вер­ну­тую шубу. Воду после печения Каравая выливают под плодовое дерево. В песнях в из­го­тов­ле­нии Каравая участвуют небесные силы: Бог месит, Пречистая святит, ангелы воду носят, муку сыплют, месяц в печь сажает, солнышко запекает.


Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *