Лель

При более критическом отношении к источникам славянской мифологии оказалось, что существование бога Леля основано исключительно на припеве свадебных и других народных песен — и современные учёные вычеркнули Леля из числа славянских языческих богов. Припев, в разных формах — лелю, лелё, лели, люли — встречается в русских песнях; в сербских «кралицких» песнях (троицких) величальных, имеющих отношение к браку, он встречается в виде лельо, лелё, в болгарской великодной и лазарской — в форме леле. Таким образом припев восходит в глубокую древность. Старинный польский припев лелюм (если он действительно существовал в этой форме, с «м») Потебня объясняет через сложение лелю с «м» из дательного падежа «ми», как в малорусском «щом» (вместо «що ми»). В припеве «полелюм» (если он верно передан польскими историографами) «по» может быть предлогом; ср. белорусские припевы: люли и о люлюшки» (Шейн «Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края», т. I, ч. I, стр. 203). Соображения об этимологическом значении припева лелю и проч. высказаны Вс. Миллером («Очерки арийской мифологии», т. I, М., 1876, стр. 322 и след.) и А. Потебней («Объяснения малорусских и сродных народных песен», Варшава, 1883, т. I, стр. 20 — 22). Отношения различных звуковых форм припева не могут до сих пор считаться уяснёнными. — См. ещё статью Брикнера «Mythjlogische Studien» («Archiv f. slavische Philologie», т. XIV, 1892).


Русский биографический словарь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *