Коляда (коледа) был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры (зажигали древним способом священный огонь, который горел 12 дней), вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо.
Болгары называли декабрь коложёг, т. е. месяц возжжения солнечного колеса.
Коляда |
лат. calendae — начало месяца (от calendo — сзывать, выкликать) |
Римский праздник солнцестояния в честь солнечного бога Митры назывался Рождеством непобедимого Солнца. У древних англосаксов самая длинная ночь предшествовала дню рождения Фрейера (Солнца) и называлась Материнской ночью, т. к. почиталась Матерью Солнца или солнечного года. В Скандинавии святки — юльский праздник (юль — колесо) — год поворачивается колесом. Уподобляли колесу и солнце: «жили в лесу, молились колесу» (русская поговорка)
Позднее праздник Коляды был замещён праздником Рождества Христова. Однако у белорусов Рождество до сих пор называется Каледа, и у всех восточных славян сохранилось колядование — комплекс святочных обрядов. Многие из этих обрядов пришли к нам из глубокой древности, когда колядовщики выступали в роли «духов предков», проведывающих своих потомков и приносящих залог урожайного года, достатка, благополучия.
При колядовании обходили дворы, пели колядки, овсеньки, щедровки, виноградья, с пожеланиями здоровья и благополучия хозяевам, позднее также рождественские колядки, прославляющие Христа. На Рождество ходили с детьми, носили с собой «вертеп», показывая представления на евангельские сюжеты. Приведённая ниже схема показывает эволюцию колядования:
Добавить комментарий