Дикий человек

Дикий человек — мифическое существо, которое появляется в искусстве и литературе средневековой Европы. Изображался покрытым волосами или шерстью и зачастую вооружённым дубиною. Его образы использовались в гербах, в первую очередь в Германии. Ранние гравёры в Германии и Италии (например, Мартин Шонгауэр и Альбрехт Дюрер) весьма любили изображать диких мужчин, диких женщин и дикие семьи.

Терминология

«Дикий человек» и производные от него являются общим термином для обозначения данного существа в большинстве европейских языков. В Англии он известен как wild man, в Германии — wilder Mann, в Италии — huomo selvatico, в России — дивий (дикий) человек, во Франции — homme sauvage. Существует также определённое число местных форм, включая древнеанглийское слово «вудеваса» (др.-англ. wudewasa) и среднеанглийские «водвос» (ср.-англ. wodewose) или «вудхаус» (ср.-англ. woodehouse). Эти английские термины предполагают связь с лесами и до сих пор сохраняются в современном английском языке, например, в имени писателя, сэра Пэлема Грэнвила Вудхауза. В древневерхненемецком языке имелись термины schrat, scrato или scrazo, которые появляются в глоссариях латинских слов как переводы для fauni, silvestres и pilosi, идентифицируя создания как волосатые лесные существа.

Некоторые из местных названий предлагают связи с героями из древней мифологии. Так, например, термин salvan или salvang, общий для Ломбардии и италоязычных частей Альп, происходит от латинского Сильванус, названия римского бога садов и сельской местности. Точно так же в фольклоре Тирольской и немецкоязычной Швейцарии в XX веке была дикая женщина, известная как Fange или Fanke; эти имена происходят от латинского слова «fauna», женский род фавна.

Средневековые немецкие источники дают в качестве имён для дикой женщины lamia и holzmoia (с некоторыми вариациями); предыдущее имя отсылает к греческому дикому демону Ламии (Lamia), в то время как последнее происходит от Майи (Maia), греко-римской земли и богини изобилия.

Различные языки и традиции включают в себя названия, имеющие сходства со словом «Оркус» (Orcus), именем римского и италийского бога смерти. Много лет люди в Тироле называли дикого человека OrkeLorke или Noerglein, в то время как в некоторых частях Италии он был orco или huorco. Французское слово «людоед» («ogre») имеет то же самое происхождение, что и современные литературные орки.

Особенности образа

Как и подразумевает название, ключевая особенность дикого человека — его дикость. «Цивилизованные» жители расценивали диких людей как существ из дикой местности и противопоставляли цивилизации. Как отметил специалист Дороти Ямамото, «дикая местность», населяемая этим диким человеком, в действительности не указывает место полностью вне человеческой досягаемости, а скорее территории на краю цивилизации, место, населяемое охотниками, преступниками, религиозными отшельниками, пастухами.

Другие особенности развивались и преобразовывались в различных контекстах. С древних времён источники связали диких мужчин с волосатостью; к XII веку они почти неизменно описывались как имеющие целый волосяной покров, покрывающий всё их тело за исключением рук, ног, лица выше их длинных бород, а также грудей и подбородков женщин.

В славянской мифологии

Дикие (дивьи) люди — персонажи славянской народной демонологии, мифические лесные существа[3]. Названия восходят к двум родственным праславянским корням *dik- и *div-, сочетающим в себе значения «дикий» и «удивительный, странный, чужой»[8].

У восточных славян упоминаются: саратовский дикарь, дикий, дикой, дикенький мужичок — леший; невысокий человек с большой бородой и хвостом; украинские лісові люди — поросшие волосами старики, дарящие серебро тем, кто подотрёт им нос; костромской дикий чёрт; вятский диконький нечистый дух, вызывающий паралич; украинский лихий див — болотный дух, насылающий лихорадку; украинскокарпатская діка баба — привлекательная женщина в сапогах-скороходах, обменивает детей и пьёт их кровь, соблазняет парней. Есть сходство между восточнославянскими сообщениями о диких людях и книжными легендами о дивиих людях (необычных народах из средневекового романа «Александрия») и мифическими представлениями о чудесных народах, например у русских Урала дивные люди невысоки, красивы, имеют приятный голос, обитают в пещерах в горах, могут предсказывать будущее; у белорусов Волковысского уезда дзикие людзи — живущие за морем одноглазые людоеды, также пьют баранью кровь; у белорусов Сокольского уезда заморский дзикий народ порос шерстью, у него длинный хвост и уши как у вола, не говорит, а только пищит.

Дивьи люди (лесные демоны) есть и у западных и южных славян.

См. также

Леший
Чугайстер
Серый человек
Гамадриады
Снежный человек
Бигфут
Зелёный человек

Дикие (дивьи) люди / О.В. Белова // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 92–93. — ISBN 5-7133-0982-7.

Дивьи люди // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Этимологический словарь славянских языков. Праславянский лексический фонд. — М.: Наука, 1978. — С. 35—36. — 232 с. — ISBN 5-02-010862-6.

Bernheimer, Richard. Wild men in the Middle Ages. — New York: Octagon books, 1979. — ISBN 0-374-90616-5.

Yamamoto, Dorothy. The Boundaries of the Human in Medieval Imagination. — Oxford, 2000.

 


Википедия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *