Блины — блюдо, обрядовое использование которого известно у восточных славян, главным образом у русских. В других славянских зонах аналогичную роль в обрядах выполняют различные виды хлеба, каша (кутья) или зерно. Основная символика БЛИНОВ связана с представлением о смерти и потустороннем мире: БЛИНЫ посвящают умершим, символически кормят ими души предков, передают БЛИНЫ на «тот свет» в гробу с покойником и т.п. Посредниками между реальным и потусторонним миром выступают лица, являющиеся «извне»: нищие, странники, колядники, которым раздают БЛИНЫ. БЛИНЫ предназначаются также суженому, первому встречному, пастуху, скоту, Христу, св. Власию, чучелу Масленицы, Морозу и др. Особое значение в обрядах имеет горячий, первый БЛИН и БЛИН, испеченный последним, сухой, лежащий сверху в стопе, в гаданиях — соленый БЛИН.
На похороны и поминки БЛИНЫ пекут как поминальное блюдо, посвящаемое умершим. В день погребения на стол ставят кипу БЛИНОВ, и старший из присутствующих мужчин разламывает первый БЛИН и кладет на окно для покойника. На похоронах и поминках первый горячий БЛИН, как и хлеб, не режут, а рвут на части и раскладывают на окнах, чтобы паром от него питалась душа умершего. БЛИНЫ иногда кладут на грудь умершему, в гроб, на могилу. Блинами поминают на могиле, а остатки отдают нищим странникам. На следующий день носят завтрак покойному, тоже оставляя БЛИНЫ на могиле. БЛИНЫ пекут на девятый, на сороковой день и в последующие поминальные дни, а также в календарные поминальные («родительские») праздники: на Фоминой неделе (на «дедовую неделю», Красную Горку, Радуницу), в Дмитровскую субботу и т.д. Считалось, что кто «печет» БЛИНЫ на поминки, «печется» о насыщении души умершего. Поминальные БЛИНЫ разносят по домам, приносят на могилу, в церковь, раздают нищим. В Белоруссии БЛИНЫ пекут на <«деды» — чтоб «дедам» (предкам) «пара пошла». БЛИНЫ используют и как оберег от мертвых, которые часто являются во сне. Для этого с горячим БЛИНОМ садятся на порог и приглашают к себе умерших обедать.
Добавить комментарий