Знахари
В каждом деревенском доме хранились святая вода и лечебные травы, их применяли при болезнях. Но если подручные средства не помогали, шли к знахарям — лекарям-самоучкам, которые заменяли в деревнях врачей. Они лечили зубную боль и грыжу, лихорадку и бессонницу у детей, душевное расстройство и даже любовную тоску. Знахари читали заговоры, использовали для лечения растения и их отвары, воду, магические предметы — ножи, щепки разбитого молнией дерева. Наговаривали волшебные слова на соль, чеснок, хлеб и давали съесть больному.
Как правило, это были люди в возрасте — одинокие холостяки или пожилые вдовы. Однако их дар часто связывали с посещением потустороннего мира: знахарями люди могли стать после тяжелых травм и затяжных болезней.
Внешне знахари не отличались от простых селян, они не скрывали своего занятия. Но свои познания хранили в тайне от посторонних, заговоры чужим людям не рассказывали и читали их шепотом, поэтому часто таких лекарей называли «шептунами». Умереть, не передав умения, считалось у знахарей большим грехом. Со стороны или среди родственников они набирали последователей, которых обучали всем премудростям.
Кликуши
Кликушескими припадками, по поверьям, страдали замужние женщины, в которых вселялись бесы. В деревнях кликушество порой принимало характер эпидемий.
Это, по народному поверью, юродивые, одержимые бесом, кои, по старинному обычаю, показывают штуки свои преимущественно по воскресеньям, на погосте или паперти церковной. Они мечутся, падают, подкатывают очи под лоб, кричат и вопят не своим голосом; уверяют, что в них вошло сто бесов, кои гложут у них животы, и проч. Болезнь эта пристает от одной бабы к другим, и где есть одна кликуша, там вскоре показывается их несколько.
Считалось, что кликуша своим поведением не причиняет вреда: бес мучает ее, и она пытается избавиться от страданий. Этнограф Сергей Максимов в книге «Нечистая, неведомая и крестная сила» писал, что часто кликушество было связано с неблагополучными условиями жизни в семье. «Иной молодой бабе разом выпадут на долю все невзгоды безобразных и несогласных семей: объявится и свекровь змея-лютая, подберутся и золовки-колотовки и деверья-кобели, и ото всех, за все про все, посыплется «невестке в отместку», да так, что и белый свет станет не мил. Для бездомной сироты, у которой нет выхода, так как и сбежать-то ей некуда, нервное расстройство на несомненной истерической почве являлось в таких случаях прямым и законным следствием роковой домашней неурядицы». К кликушам относились как к жертвам, больным и трудноизлечимым, жалели и всячески помогали. Однако неясные выкрики их часто считали пророческими.
Мастера-профессионалы
Наделяли божественными знаниями жители деревень и мастеров — в особенности гончаров и кузнецов. Ремесленники умели обрабатывать природные материалы, управляли огнем, имели представление о химических процессах. Для крестьян, которые не обладали особыми знаниями, красивая керамическая посуда из обычной глины была сродни чуду. А мастер считался носителем тайного знания, без которого его умения ничего не значили.
Такими же тайнами было окутано в деревнях и кузнечное мастерство. Крестьяне наделяли кузнеца необыкновенной мифической силой: в сказках он мог перековать высокий голос в низкий и с помощью молота и наковальни выковать брачные узы.
А вот плотники, печники и каменщики, по поверьям, знались с нечистью. Считалось, что рабочие, если не заплатить им по договору, могут заселить в дом чертей и хозяевам придется искать новое жилище. Этнограф Сергей Максимов отмечал, что «мастерство свое они умели довести до замечательного искусства и даже до шаловливых фокусов, которыми успевают они «морочить глаза» темных суеверных людей». А печники якобы могли сложить печь таким образом, что в шуме ветра жильцам слышался плач или стон. И суеверные хозяева вынуждены были съезжать из «проклятого дома».
Автор: Маргарита Ковынева
Добавить комментарий