В славянских селениях среди обычных людей всегда жили те, кого боялись и одновременно уважали. Колдуны, знахари, талантливые умельцы — рассказываем, о ком на Руси говорили «с нечистой силой знается», кого винили в погибшем урожае или эпидемиях, но при этом к кому частенько обращались за помощью и в чьи слова вслушивались.
Носители тайных знаний
Издревле славяне верили, что мир населен злыми духами, которые могут проникнуть практически повсюду. Даже стены храмов не останавливали их. Считалось, что в поселениях бок о бок с обычными людьми живут полудемонические существа со сверхъестественными способностями. А стать таким мог любой: бес вселялся в человека против воли или по договору. Например, колдуны и ведьмы якобы вступали в сговор со злыми духами, чтобы получить свою силу. Бесовской дух по ночам покидал тело хозяина, превращался в животное или насекомое и вредил соседям.
Также славяне верили, что нечисть могла проникнуть в человека с едой и питьем — если она, например, хранилась в посуде без крышки. Чтобы избежать этого, блюда обязательно закрывали, а перед приемом пищи крестили рот. Нельзя было есть на ходу или в полночь, когда потусторонние силы особенно активны.
В деревнях «непростые люди» жили по соседству с селянами. Тайными знаниями, по мнению славян, владели и мастера — кузнецы, гончары, плотники и другие ремесленники, труд которых крестьянам было не так просто освоить. Конечно, за подмогой обращались ко всем — не только к кузнецам и плотникам, но и к знахарям, ведьмам. Внимательно слушали крики кликуш, пытаясь угадать в них некие смыслы, и звали на свадьбы колдунов: считалось, что это гарантирует молодым счастливую жизнь.
От подобного рода услуг многие века предостерегали крестьян ученые и священники. Однако вера в способности знахарей и колдунов была велика.
Колдуны и ведьмы
На Руси магической силой, по поверьям, обладали волхвы — языческие жрецы. Они предсказывали судьбу — таинственно и весьма туманно. После Крещения Руси волхование объявили бесовством, однако еще долго жрецы считались носителями магического знания, их уважали и простой народ, и знать.
Из представлений о древних волхвах родился и образ колдуна. Считалось, что магию они практикуют, чтобы вредить людям: насылать мор, губить урожай, портить отношения между соседями и домочадцами, превращать людей в животных.
Образ злого мага был окружен множеством примет. Например, считалось, что чародеем мог стать внебрачный ребенок в третьем поколении или седьмой подряд мальчик в семье. Представляли колдунов горбатыми, хромыми или слепыми, с длинными седыми волосами. Они якобы рождались с двумя рядами зубов, и, когда выпадал последний, сила покидала мага. Колдуны считались оборотнями, могли превращаться в волка или мотылька. Как и у других полудемонических существ, у них якобы было две души — бесовская и человеческая.
По поверьям, магическими способностями обладали и женщины — ведьмы. Они получали ведовство по наследству или от нечистой силы по своей воле, по договору. Ведьм представляли горбатыми, хромыми, с крючковатым носом и тоже двумя рядами зубов, а самые сильные из них даже обрастали мхом.
Русский писатель и этнограф Владимир Даль в книге «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа» описывал их так: «Ведьма тем разнится от всех предыдущих баснословных лиц, что она живет между людьми и, ничем не отличаясь днем от обыкновенных баб или старых девок, кроме небольшого хвостика, ночью расчесывает волосы, надевает белую рубашку и в этом наряде, верхом на помеле, венике или ухвате отправляется через трубу на вольный свет, либо по воздуху, либо до Лысой горы, либо доить или портить чужих коров, портить молодцов, девок и проч.».
Добавить комментарий