Жертва

Летние праздники — Петров день, Ильин день — также сопровождались закланием жертвенных животныхбыков (волов), баранов, петухов — и общей обрядовой трапезой как у южных, так и у восточных славян, в том числе на Русском Севере, где такое жертвоприношение называлось “мольба”, “жертва”, “братчина”. Обещанный на заклание (“обетный”) скот окрестные крестьяне пригоняли к церкви на праздник, священник благословлял его, мясо варили в котлах и съедали, раздавали богомольцам и т.п. На Русском Севере существуют архаичные предания о коровах, некогда выходивших из воды (озера), чтобы быть принесенными в ЖЕРТВУ, об оленях, выходивших для этого из леса. и т.п.; но люди, приносившие ЖЕРТВУ, были жадны и забивали слишком много животных, поэтому они перестали появляться. Жертвенными животными Ильи-пророка — громовержца в народной традиции — считаются баран или бык (“Ильинский бык”): по данным византийского историка 6 в. Прокопия Кесарийского славяне приносили в ЖЕРТВУ верховному божеству, создателю молний, быков и др. животных. Жертвоприношение в Ильин день должно было избавить от дождей и гроз, обеспечить урожай и т.п. По другой русской традиции бык считался жертвенным животным Миколы, наиболее почитаемого русскими святого Николая: ср. поговорку — “Бык Миколе, а баран Илье”. Хтонических существ — лягушку, ужа убивали при засухе, чтобы вызвать дождь.


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *