Збручский идол вне тумана

Особенно трогателен череп младенца в обрамлении жертвы - ножек теленка,помещённый в хлебную печь для посмертного «выпекания» в мире Богов, находящуюся в урочище с выразительным названием «Бабина долина» у северного подножия горы Звенигород, где в 19 веке стоял идол, изображающий женщину, который разбили и традиционно использовали в фундаменте какой-то постройки ((И.П.Русанова, Б.А.Тимощук, «Языческие святилища …», М. 1993, сс. 49, 77, 95; об обряде «перепекания» младенцев в печи см. здесь)).

У читателей, знающих воинские обычаи тех времён, может возникнуть вопрос о том, как «на руках» родных мог оказаться целый череп младенца, ведь малым детям головы не секли, с ними вороги расправлялись другими способами, известными из письменных источников (см. напр., «Моление Даниила Заточника»). На этот вопрос находим ответ в группе песен Полесья, украинско-белорусского пограничья, «Няньки у забытого в поле ребёнка», в которых свекровь нагружает невестку множеством работ, и та забывает младенца в поле, бежит за ним, встречает соколов или волков, которых спрашивает о ребёнке, они отвечают, что видели у дитя трёх нянек: Перша нянька у очи заглядайе,/А друга нянька кiшечкi сотайе,/Третья нянька косточкi розноси…((Смирнов Ю.И. «Эпика Полесья», в сборнике Славянский и балканский фольклор, М. 1978, №6, С. 229)).


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *