Збручский идол вне тумана

Похожие изображения с ярусов Збручского Идола не обнаруживают никаких признаков, связанных с молением о дожде. Однако этот факт говорит о том, что обнаруженные нами аналогии изображений на каменных и полотняных ярусах есть не простое совпадение, но общий художественный прием восточнославянского изобразительного искусства.

Дело в том, что народное творчество, как устное, так и изобразительное использует прием«клише», устойчивых блоков, своеобразных формул, конкретное наполнение которых зависит от разных причин (места, времени, окружения и пр.). Например,все красавицы восточнославянского фольклора «белые лебедушки» да «красны девушки», но в контексте мы обнаруживаем, что это девицы с разной внешностью, характерами и судьбой. Или, например, косой крест в изобразительном искусстве может означать солнце, огонь, козла, пожелание преумножения богатства, или наоборот, прекращение, пресечение – всё зависит от изобразительного «контекста».То есть аналогичные изображения на рушниках и Збручском Идоле могут иметь различное значение, но выражены эти значения одинаковыми изобразительными приёмами (ярусность композиции, масштабы,позы и жесты фигур), и это комплексное совпадение доказывает «включенность» в народную культуру славян заказчиков и/или создателя Идола.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *