Исследователь славянской духовной культуры А. Шайкин, рецензируя книгу А. Каравашкина «Литературный обычай Древней Руси (XI–XVI в.)», пишет: …древнерусский автор, будучи ограничен в наборе конвенциональных моделей, был свободен в их выборе
. Средневековый книжник свободно обращается с готовым материалом, как зодчий, который заимствует фрагменты ранних построек, не всегда считаясь с их первоначальными функциями
((Древняя Русь. Вопросы медиевистики №1 (51) март 2013,«О «литературном обычае» Древней Руси»,С.129)).
Создатель Збручского Идола был как раз таким зодчим, он использовал фрагменты традиционной культуры восточных славян (многоярусные композиции, ритуальные, «говорящие» позы и жесты). Точно также, в тот же период времени, поступил и автор «Слова о полку Игореве…» - он использовал сведения более ранних языческих, фольклорных и авторских произведений Бояна и других певцов о «времени Бусовом», «готских девах», «Стрибожьих внуках», «великом Хорсе и создал произведение «по былям сего времени», песню-славу о деяниях современного ему князя. Знаменательно, что впоследствии в Древней Руси автор «Задонщины» попытался, но не смог повторить великолепного стиля этого гениального произведения.
Добавить комментарий