Залом

Временем наведения порчи посредством Залома считался период цветения злаков, а также ночь на Ивана Купалу (украинцы и белорусы); Семик накануне Троицы (русские). «Знающие» люди делали Залома ночью или ранним утром до восхода солнца, раздевшись догола и в тайне от всех. В русских духовных стихах Залом причисляется к самым тяжким грехам наряду с колдовством: «Еще душа Богу согрешила: в соломах я заломы заламывала».

Обезвреживание Залома поручалось обычно знахарю, лишь кое-где разрешалось срезать Залом самой жнице или хозяину поля, однако с соблюдением мер предосторожности. Например, в Гомельском Полесье Залом срезали серпом, не прикасаясь к нему рукой, а затем в полдень или в полночь несли его к реке и бросали в водоворот. Чаще всего Залом сжигали тут же в поле, прикрывая его дырявым горшком или заваливая осиновыми щепками от дерева, сожженного молнией (Минская губ.). Русские крестьяне выдергивали Залом с помощью осинового кола или кочерги (Тульская, Орловская губ.). Еще одним способом защиты от вредоносных последствий Залома было привязывание вырванных колосьев к тележному колесу, чтобы того, кто сделал Залом, «скрутило» так, как крутится колесо (Гомельская обл.). Для избавления от опасности следовало не просто вырвать и уничтожить Залом, но и «отговорить», «отшептать» его, т.е. снять проклятие. В заговорах от Залома знахарь отсылает заключенные в нем беды на голову того, кто его сделал: «А пошли ему, Боже, на смерть, на болезнь, чтоб ему в углу лежать, ему хлеба не есть и воды не пить, а в могиле быть!» (Смоленская губ.).


Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *