Вилы, Макошь и рожаницы в Лунном свете
Действительно, как было сказано, южнославянские вилы тесно связаны с водой, реками, источниками, дождем. Тоже самое можно сказать и про Луну-Месяц.
В текстах поучений вилы почти всегда идут вместе с Макошью что дает основания думать об общих функциях и даже иерархичности: множественные вилы выступают как "свита" единственной летописной Богини.
Самым интересным в доказательном плане является "Слово св. отца нашего Иоанна Златоуста (XIII в.)"((Дудко Д. Там же, с. 357)):
"Люди приступили к идолам и начали поклонятся молнии и грому, и солнцу, и луне. А другие - Перуну, Хорсу, вилам и Макоши"
Молния и гром здесь явно соответствуют Перуну, солнце - Хорсу, а луна - вилам и Макоши.
Соединение вил и небесных тел известно и на южнославянском материале:
"Время их (вил) появления и контактов с человеком — ночь, сумерки, предрассветные часы, новолуние или полнолуние"((Толстая С.М. Вила // Там же.)).
Интересно хорватское предание повествующее о созвездии Плеяд как об обиталище семи вил.
Сама Макошь тоже не чужда небу:
В "Слове об идолах" Макошь отождествляется с греческой Гекатой, которая в классический период считалась богиней луны, - мажють Екатию богыню, сию же деву творять, и Мокошь чтуть...
((Рыбаков Б.А., Язычество древних славян. М.: Русское слово,1997)).
В старинных азбуковниках в статье про рожаниц Геката представлена как одна из семи планет (-рожаниц), а именно Луна. С ней, как и с другими планетами-божествами, связывают астрологические "суеверия":
Рожаницами еллиньстии звездословцы наричють седмь звезд, глаголемых планиты, и кто в кую планиту родится — и по той планите любопрятса предвозвещати нрав младенца или к коим похотем естеством уклонителен будет
((Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т.3. М.: Индрик 1994, с. 320)).
Такое сближение Макоши и вил с рожаницами не случайно. Макошь (как и вилы) непосредственно связана с прядением, гаданиями, предсказаниями - судьбой.
Слово от святого Евангелия (список XIV в.):
"душевные грехи: учиться астрономии, и веровать в метание ... и во встречу, и в Мокошь((Дудко Д. Там же, с. 358))"
В представлениях южных славян рожаницы очень близки вилам - у них те же одежды, место жительства, фигурируют в одних и тех же сюжетах, хотя, конечно, сохраняются и различия. Афанасьев упоминает хорутанские сказки в которых вилы отождествляются с рожаницами.
Всё это напрямую связано с культом луны - самым заметным (после Солнца) и быстро изменяющимся небесным телом. Положение луны, её цвет, фаза - всё это имело огромное значение для народной "астрологии". Луна определяла не только распорядок дня, сельскохозяйственных и прочих работ, но и прямо влияла на человека, на его судьбу. Всё это учитывается и современными астрологами при составлении гороскопов.
Для удобства можно провести параллель: вилы и Макошь соотносятся примерно так же, как скандинавские валькирии и Фрея; вилы с рожаницами, соответственно, как валькирии с норнами.
Важно отметить что "тридевятость" прилагалась и к другим мифическим существам, еще более загадочным чем вилы, - берегиням.
"Берегини (др.-рус. берегыни) — мифологические персонажи, известные по оригинальным вставкам в древнерусских текстах XIV-XV вв., переводных с греческого: в «Слове св. Григория» (шесть раз в разных списках) и в «Слове св. Иоанна Златоуста» (один раз), посвященных теме «како первое погании веровали въ идолы». Одни «погании» поклонялись молнии, грому, солнцу, луне, а друзии перену (Перуну?), хоурсу, виламъ и мокоши, оупиремъ, берегынямъ, ихъ же нарицають три девять сестриниць... а друзии огневи и камению и рекамъ, и источникомъ, и берегынямъ, и въ дрова
(Софийский сборник XIV в.). Берегиням клали требы
, ибо веровали упиремъ и младенцы знаменают мертвы и берегенямъ
(Чудовский список XVI в.)"((Толстой Н.И. Берегини // Славянская мифология. Энциклопедический словарь - 2 изд., подготовлено Институтом славяноведения и балканистики РАН. М: Международные отношения, 2002)).
Исследователи давно уже отождествляют берегинь с поздними русалками. На то есть причины: связь с водой (упоминаются вместе с реками и источниками); берегини идут всегда в связке с упырями, иногда и с младенцами и мертвецами - все эти существа связаны с культом "заложных покойников"; русалками (у некоторых южных славян - самовилами) становились умершие некрещеными младенцы, дети, самоубийцы и т.д.
На Русском Севере берегинями называли резные изображения русалок-фараонок, полудев-полурыб.
Всё это заставляет некоторых исследователей отождествлять вил с берегинями. Однако в древнерусских источниках берегини и вилы часто располагаются одновременно в одном и том же тексте - их соседство не предполагает их тождества.
Добавить комментарий