Вербное Воскресенье — последнее воскресенье перед Пасхой, Вход Господень в Иерусалим, или неделя Ваи, подвижный двунадесятый праздник. Посвящен в народной культуре весеннему возрождению природы, вегетации, вербе (отсюда названия: рус. Вербное воскресенье, бел. Вербная нядзеля, серб. Врбица, болг. Връбница и т.п.).
Битье вербовой веткой в Вербное Воскресенье распространено у восточных и частично у южных славян, поляков и чехов. Оно совершается обычно утром, после освящения вербы, у церкви или дома и, как правило, с приговором: рус. Верба красна, бей до слез, будь здоров!
, укр. Не я бью, верба бье / За тыждень — Велик-день;/Будь великий, як верба,/А здоровый, як вода, / А богатий, як земля
(Чернигов.). Чаще всего взрослые бьют ребятишек, «чтобы росли и были здоровы». С этой же целью в Белоруссии хлестали в этот день и скот, и пчелиные ульи, и землю в огороде. Сербы в Славонии после обедни хлестали друг друга вербой, приговаривая: «Расти, как верба!», а в Банате били лошадей и детей,чтобы росли, как верба
.
Проглатывание вербных почек-шишечек в Вербное Воскресенье было известно на Украине, где дети съедали почки, «чтобы не болело горло». В России их запекали в хлебцы и скармливали скоту (Ярославский край). В Полесье, на Пинщине, в Вербное Воскресенье при выходе из церкви каждый съедал девять вербовых почек-свечек, чтобы не болели зубы и не было лихорадки
.
Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Второе издание
Добавить комментарий