Продолжаем цитировать Б. А. Рыбакова:
Но самым уязвимым местом конструкции Иванова и Топорова является, конечно, отождествление Волоса со Змеем, ничем не доказанное и противоречащее материалам, собранным самими авторами.
Далее Б.А.Рыбаков закономерно вопрошает, каким образом удалось отождествить авторам злого, огнедышащего пожитателя людей Змея-Горыныча, и доброго, благожелательного бога скота Волоса. Тем, кто хотя бы немного знаком с мифологическим мышлением, подобное соединение показалось бы полным абсурдом. Позднейший заменитель Волоса, св. Николай (см. ниже) чаще всего выступает не как змей, а наоборот, змееборец. В прологе XIVвека Погодинского собрания говорится о Николе, что он "змия умертви, угнездившеся под неким селом, пакости деюща." (14) Также очень показательным является такой заговор, ставящий знак равенства между св. Николой и Гавриилом (см. ниже): "Я пойду к самому Гавриилу да к св. Николаю, да попрошу их напустить грозного грому, грозну тучу, чтобы громом побило, да молнией сожгло [змею].
(14).
Добавить комментарий