Велес

Мифология леса включает в себя несколько божественных образов, которые неразрывно связаны между собой, и с богом Волосом; и в тоже время несколько различаются. ВОЛК - один из наиболее хтонических и почитаемых персонажей. Волк является священным, колдовским животным; он может путешевствовать в мире мёртвых. В Полесье при встрече с волком призывают к себе умерших, называя их по имени- так волк выступает в роли вестника, персонифицируя покровителя-проводника из мира мёртвых. Весьма важным, можно считать такое свидетельство: "В черниговском Полесье при встрече с волком к нему обращаются: "Дамавой хозяин, старани дарогу"- т.е. волк олицетворяет и домашнего покровителя хозяйства и скота. У южных славян на Новогодние праздники (святки- всем известные Волчьи праздники с 1 по 6 января, и Коляда, когда ряженые одевались в медведей- Рыбаков отождествляет их с праздниками в честь Волоса, Волосовы дни) приглашают волка, иногда медведя к столу. Тут-же, важнейшим докозательством хтонической, и жизненной символики волка является следующая запись: "...болгарское поверье, что волк, родившийся в одно время с человеком, умирает одновременно с ним...". Это говорит о двойнике, сложнейшем образе мифологических систем. У волков есть свой хозяин- в большинстве случаев это Лесной Хозяин, леший. В более поздних временах лешим, и повелителем волков считают св. Георгия. Св. Георгий также является покровителем стад, и часто помогает пастуху спасти свои стада. Это достаточно противоречиво- принято считать Георгия древним богом войны и грома Перуном, поражающим Змея (см. выше). Но возможно предложить другую трактовку: Волос изначально является богом войны, волков, воинов. Видимо, это плавно сочиталось с его охотничьими функциями. Можно считать Волоса совершенно тождественным германскому Вотану, скандинавскому Одину. И восприятие Перуна, как бога войны, сложилось познее. Так Волос являясь богом войны, хтоническим образом- борется со Змеем- древним и явственно отделённым от образа Волоса. Покровителем волков и стад, также является св.Николай, которого некоторые исследователи считают главным "переемником" функций бога Волоса (14). Известно, что св. Николай мог брать ключи с неба, и закрывать пасть волку, дабы он не убивал скот. Столь похожие придания известны про многих святых, что доказывает неточность доказательств построенных на позднейших, фольклорных записях. Образ Волоса в равной степени воплотился в массу различных святых, что зависит от местности, обычаев и религиозных систем данного народа. В данной ситуации, как не парадоксально, нельзя отговариваться некоей "контаминацией" (14), а разбираться в каждом отдельном случае.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *