Велес

Определённые элементы культа загробного мира можно увидеть в почитании св. Николы (см. выше) и св. Михаила, который имеет ряд схожих черт с Николой. Св. Никола и св. Михаил почитаются проводниками душ в загробном мире, а также св. Николая считают стражем райских врат, и хранителем небесных ключей. Благодаря этому в некоторых областях России было распрастаненно вкладывать в руку покойному письмо св. Николаю.

Очень архаичное придание о "загробных" функциях св. Николы приводит Успенский (14). Сказка называется "Савелий богатый и Никола Милосливой", возможно здесь отразилось архаичное восприятие рая. Старик Савелий идёт на поиски Николы, узнать, что его ждёт на "том свете". "...и вот он видит- стоит дом... подымаютсы на лесенку, и видят... стоит сивой, сивой, древний старичёк. "Не ты ли Микола Милосливой?" "Я, говорит. Потом Микола пускает Савелия в комнату, на ночлег. А комната чистая, убранная, кровать мягкая, пирины пуховые. "Ну вот Миколоа Милосливой выпущает утром Савелия богатого. "Какого тебе, старичёк, было спать?" - "Ох, Микола Милосливой! Как царство небесное! Он говорит: "Это вечное место твоё! (Соколовы, 1915). О Николе сохранились придания о том, что он перевозчик душ на "тот свет", а также распространённое старочешское выражение "k Velesu za more" (14), т.е на "тот свет".

Бог земледелия, земли.

Плавно, из первой функции переходим ко второй. Любопытную теорию выдвигает Б.А.Рыбаков по поводу обычая оставлять несжатый сноп колосьев "Волосу на бородку". Учёный считает, что поле уже омертвело, и последний сноп на лице Волоса-Земли нужно оставить, что бы ублажить до следующего года Древнего Бога. Приводится в пример, что у некоторых славянских народов последний сноп называется "дедом", "стариком", и бережно сохранялся до следующего года. О северности культа Волоса говорит и то, что у западных и южных славян обряд не засвидетельствован, он известен только у Русских. Любопытно также слово "волотки", обозначающее праздник жатвы. Очень важное наблюдение, что в костромской губернии сноп несжатого, и завитого хлеба называется "волотка на бородку", что сближает корни "вол" и "бор". Так образно сближаются борода, сноп Волосу на бородку, лесной бор. Схожий обряд связанный со св. Николой (см. выше) назывался "Микулина борода"(14), во время которого пелась такая формула:

"Да бороду вертеть:
А севцу-то коровай,
А коню-то голова,
А Микуле- борода!"

Рыбаков замечает, что земледельческие функции Волоса нисколько не заслонили его значения как "скотьего бога", обосновывая замещение Волоса познейшим св. Власием, покровителем скота.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *