Потом под этими именами стали обоготворяться стихи. Диа дьжда реше быти
, т.е. Дий – это дождь. Ниже говорится, что люди послужили твари паче Создателя, обоготворили небо, землю, животных, птиц и гадов. Именовахоу Диа небо
. Итак, у Амартола под Дием разумеется божество дождя и неба, т. е.Зевс. Полагаем, что составитель русского слова был знаком с Эллинским Летописцем первой редакции. По Летописцу Дий был сын Крона (т. е. Хроноса), царствовавшего в Ассирии, который пожирал своих детей; но Дий был спасён благодаря хитрости своей матери Арии, подавшей Крону вместо ребёнка камень. Дий в Летописце отождествляется с Зевсом: Егда же время ей б родити нарицаемаго Пика Зевсом ижи ес Дий
… Несколько строк ниже читаем: Крон же остави сына своего Пика Зевеса, те ес дый, остави в Асури
… он овладел западными странами. В Хронографе второй редакции Дий также сотождествляется с Зевсом: о Зеусе еже есть Дий
. Дый – тоже, что ДИЙ.
Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси
Добавить комментарий