Троян— божество в древнерусской книжной традиции. В апокрифическом «Хождении Богородицы по мукам» ( XII в.) отнесен к восточнославянским богам наряду с Хорсом, Велесом (Волосом) и Перуном. В «Слове о полку Игореве» мифический певец Боян достигает поэтического вдохновения, «рыща по тропе Трояней»; Русская земля в «Слове» названа «землей Трояней»: в эту землю вступает «дева обида», вставшая в «силах Дажьбожья внука» (см. Дажьбог) — видимо, среди русского народа. Троян в «Слове» связан как с мифологемой пространства, так и с мифологемой времени: «века Трояновы» — обозначение языческой эпохи и времени княжения первых русских князей-героев; седьмой (последний) век Троянов относится к правлению Всеслава Полоцкого ( XI в.), последнего мифологизированного князя-оборотня (ср. Волхвы). В южнославянском фольклоре Троян — демонический герой, царь с козлиными ушами и ногами, иногда трехглавый: в сербской сказке одна голова Трояна пожирает людей, другая скот, третья рыбу; видимо, жертвы Трояна символизируют его связь с космическими зонами, тремя царствами и т.п. (ср. функции балтийско-славянского Триглава). В сербском фольклоре царь Троян — ночной демон: он навещает свою возлюбленную по ночам и покидает ее, когда кони съедают весь корм, а петухи поют на рассвете; брат любовницы Трояна насыпает коням песка вместо овса, у петухов вырывает языки; Троян задерживается до рассвета, и на обратном пути его растапливает солнце.
На представления о Трояне, особенно о царе Трояне в южнославянском фольклоре, повлиял образ римского императора Траяна (98-117 гг.); некоторыми исследователями «тропа Троянова» отождествляется с памятником — трофеем Траяна в Добрудже. По другой гипотезе, представления о «веках Трояновых» сложились под влиянием эпоса о «Троянской войне».
Соколова Л.В. Троян в «Слове» // Энциклопедия «Слова о полку Игореве». СПб., 1995. Т. 5. С. 131-137 (там лит.).
Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Второе издание
Добавить комментарий