Упомянут в одном из списков апокрифа "Хождение Богородицы по мукам", в ряду те, которые почитали Утрия, Трояна, Хорса, Велеса, превратив бесов в богов
; в полууставной рукописи Толстовского собрания среди "Перуна и Хорса, Дыя и Трояна", а также в "Слове и откровении святых апостолов", где он сравнивается с римским императором Трояном.
В "Слове о Полку Игореве" упомянуты тропа Троянова, века Трояновы и земля Троянова:
"О Бояне, соловию стараго времени! Абы ты сиа полкы ущекотал, скача, славию, по мыслену древу, летая умом под облакы, свивая славы оба полы сего времени, рища в тропу Трояню чрес поля на горы!"
"Были вечи Трояни, минула лета Ярославля; были полци Олговы, Ольга Святославличя".
"Уже бо, братие, не веселая година въстала, уже пустыни силу прикрыла. Въстала обида в силах Даждьбожа внука, вступила девою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синем море у Дону: плещучи, упуди жирня времена".
"На седьмом веце Трояни връже Всеслав жребий о девицю себе любу".
В поздних сербских источниках сказано, что Троян боится солнечного света и у него козлиные уши. Возможно, один из пекельных богов, ипостасей Черного бога или Велеса. Возможно, он же Триглав, по семантике имени и сходству функций.
Гаврилов Д.А, Наговицын А.Е. Боги славян. Язычество. Традиция.
Добавить комментарий