Среда

Для начала полевых работ Среда иногда считалась благоприятным днем. Сербы Хомолья именно в Среду старались начать пахоту или хотя бы одну борозду пройти в этот день, чтобы все дальнейшие работы были успешными. В Пожеге, наоборот, Среду называли несчастливым днем и избегали что-либо важное начинать в Среду.

В течение года особенно значимыми были Среда на поминальной и масленой неделе, когда нельзя было замешивать кислый хлеб и делать что-либо в поле; Среда на четвертой неделе Великого поста, когда у восточных славян (средокрестъе) пекли постные хлебцы в виде крестов, которые потом брали с собой, выходя на первую пахоту в поле или выгоняя первый раз скот на пастбище; сербы пересчитывали яйца, снесенные домашней птицей, веря, что сколько до этого дня снесено яиц, столько будет в хозяйстве приплода скота; третья или четвертая Среда между Пасхой и Вознесением (полес. сухие, громовые), которые праздновались «от грома»; четвертая известна также как Переплавная: по полесским верованиям, в этот день Бог или Богородица «переплывает» через реку, и только с этого дня можно было купаться; Среда на троицкой неделе (в.-слав. кривая среда, серб, крива среда, болг. руса сряда) — опасный день, в который нельзя сажать, иначе все вырастет «кривое» (сербы). Южные славяне опасались Среды на первой неделе Великого поста, называя ее Луда или Черна и считая, что нарушивший запреты в этот день может быть наказан падучей или безумием.


Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Второе издание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *