Славянская мифология

Двойственным было отношение к духам умерших: с одной стороны, почитались покровители семьи — деды, родители, умершие естественной смертью, с другой — считались опасными мертвяки (заложные), умершие преждевременной или насильственной смертью, самоубийцы, утопленники и т.п. К числу предков-покровителей относился Чур, к враждебным мертвецам — упыримавки. Сохранялась вера в многочисленных злых духов — злыднеймарукикиморуанчутку, нячистиков у белорусов (шешки, цмоки и др.). Болезни олицетворялись с подчёркиванием отдельных их симптомов: Трясея, Огнея, Ледея, Хрипуша и др. (характерны представления о двенадцати лихорадках в русских заговорах, находящие параллели в других индоевропейских традициях).

Вместе с тем древние традиции находили отражение в целом ряде таких памятников, в которых при использовании некоторых терминов и ключевых понятий христианской мифологии представлен и комплекс основных категорий Славянской мифологии. Одним из наиболее характерных жанров у восточных славян являются духовные стихи, по форме и музыкальному исполнению продолжающие общеславянскую традицию пения эпических песен на сюжеты славянской мифологии. Так, в стихе о »Голубиной книге» содержатся представления о соотношении человека и вселенной, микро- и макрокосма, соответствующие ведийскому гимну о Пуруше и восходящие к общему с ним индоевропейскому мифу о творении мира из тела человека. К индоевропейским истокам восходит и сюжет спора Правды и Кривды. У западных славян к числу текстов, продолжающих архаичные карнавальные традиции, относились мистериальные фарсы с мифологическими персонажами типа восточнославянского Ярилы, ср. старочешскую мистерию «Unguentarius» (13 в.) с сексуальными мотивами в обыгрывании идеи смерти, со смехом над смертью.

Христианство у славян в значительной степени усвоило старый мифологический словарь и обрядовые формулы, восходящие ещё к индоевропейским источникам: ср. такие наименования, как «бог», «спас», »святой», «пророк», «молитва», »жертва», »крест» «(вос)кресити», «обряд», «треба», чудо и т.п.

Мифы народов мира. М., 1980–82. T.I -2;

Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. 1865–69. T.I-3;

Афанасьев А.Н. Древо жизни. Избранные статьи. М., 1982;

Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. (Древний период). М., 1965;

Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974;

Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области балто-славянской духовной культуры.

Иванов В.В., Топоров В.Н. Погребальный обряд. М., 1990;

Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Заговор. М., 1993;

Потебня А.А. Слово и миф. М., 1989;

Нидерле Л. Славянские древности, пер. с чеш. М., 1956;

Славянское и балканское языкознание. Структура малых фольклорных текстов. М., 1993.

Специально о восточнославянской мифологии см.: 

Сказания русского народа, собранные И. П. Сахаровым. М., 1990;

Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993;

Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси; т. 2 — Древнерусские слова и поучения, направленные против остатков язычества в народе. М., 1913;

Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб, 1914;

Корш Ф.Е. Владимировы боги // Сборник Харьковского историко-филологического общества в честь профессора Н. Ф. Сумцова. Харьков, 1909; Т. 18;

Малицкий Н.В. Древнерусские культы сельскохозяйственных святых по памятникам искусства // Известия Государственной академии истории материальной культуры. 1932. Т. II. В. 10.

Рязановский Ф.А. Демонология в древнерусской литературе. М., 1915;

Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки. Пг., 1916;

Зеленин Д.К. Избранные труды. М., 1994;

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986;

Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. (Опыт историко — этнографического исследования). Л., 1963;

Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX — начала XX в. М.-Л., 1957;

Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М., 1982.


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *