Сила

Точка привязывания, узел имеет огромное значение в архаической символике((Eliade M. Les dieux lieurs et le symbolisme des noeuds. — Revue d'Histoire des Religions, 1947—1948, N 134, p. 5—36; Zischka U, Zur sakralen und profanen Anwendung des Knotenmotivs als magisches Mittel, Symbol oder Dekor. Eine vergleichend-volkskundliche Untersuchung. München, 1977.)); этимологически лат. nodus 'узел', ирл. naidm 'действие привязывания; договор', санскр. naddah 'привязанный' сходятся в и.-е. *nedh- 'свивать, завязывать'((Vendryes J. Lexique etymologique de 1'Irlandais ancien. Paris, 1960, p. N-l — N-4, N-12.)). Вещественные памятники этого рода — коллекция египетских веревок и изделий из них в антропологическом музее Калифорнийского университета, ее экспонаты берут свое начало от IV тыс. до н. э.((Damning D.P. Some Examples of Ancient Egyptian Ropework. — Chro-nique d'Egypte, 1977, t. 52, N 103, p. 49—61.)) Веревка, шнур, нить, тетива, ремень тоже называются νευρον. Сделанные из волокнистого растительного сырья, кишок и сухожилий животного, они были необходимы, чтобы сшить одежду из шкур, изготовить лук, пращу, двигать волоком тяжести, оснастить якорем лодку, связать пленника, обуздать домашнее животное, сделать уду для рыбной ловли, поставить зверю силок. Слав. *silo сопоставим с др.-в.-нем. silo 'ремень', или, на другой ступени аблаута — с герм. *saila (> нем. Seil 'шнур'), реконструированным из готского глагола insailjan 'спускать (тяжесть) на веревках'. Такое сопоставление сразу освещает затемненную этимологию славянской параллели: сила есть материальный предмет, гибкий шнур, природный или рукотворный, предназначенный нести нагрузку, выдерживать натяжение, затем название передалось самому натяжению, физическому, но имеющему способность втягивать в метафизическое((Архаический человек относился к необычно тяжелому свинцу с настороженным вниманием: Schmidt L. Heiliges Blei in Amuletten, Votiven und anderen Gegenstanden des Volksglaubens in Europa und im Orient. Wien, 1958. Реликт этого — наблюдаемое этнографами нежелание родителей взвешивать ребенка: «это может ему повредить» (Alberii H.-J. van. Mass und Gewicht. Berlin, 1957, S. 11).)). Родство между герм. *saila и слав, сила было подмечено давно((Feist, S. 294)), но недостаточная выясненность семантики препятствовала пониманию того, в чем же именно их сходство заключается. К тому же, германская параллель не стала развиваться в направлении, по которому эволюционировало славянское слово. Основной из немецких синонимов силы, Kraft, возводится через герм. *g(e)rep- к и.-е. *ger- 'вращать', 'навивать'((Kluge, S. 398.)). Может быть, здесь нужно подразумевать свивание шнура? Во всяком случае, имеющееся объяснение, что это — от перекатывания мускулатуры при напряжении или от сплетения тел борцов (vom Zusammenkrampfen der Muskeln bei Anstrengungen und vom Sich-Winden beim Ringen)((Там же.)), объяснение очень картинное, ничем не аргументировано, оно продолжает экстралингвистическую традицию интерпретации силы, берущую начало от основоположника сенсуализма Э. де Кондильяка, который в «Трактате об ощущениях» (1754) первый определил силу как субъективно переживаемое мускульное напряжение. Факты истории многих языков говорят, что понятие силы находило свое вербальное выражение на иных семантических путях, можно освободить от сенсуалистского предубеждения и немецкую этимологию.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *