Разновидностью Проклятия является народная анафема, которая отличается от церковной по месту, действиям и текстам (с упоминанием имени виновника несчастья или без, ср. сербские проклятия: «Будь проклят Голуб Цецея!»; «Будь проклят тот, кто поджег дом!» ). Анафема может сопровождаться ритуальными актами, например бросанием камней, в том числе на могилу уже умершего человека.
Некоторые Проклятия утрачивают свои ритуальные свойства и переходят в брань или в слова-паразиты.
Фольклорные тексты нередко строятся на мотиве сбывшегося Проклятия. Проклятые заболевают, умирают или превращаются в птиц, зверей, деревья, травы и пр. Этиологические легенды объясняют особенности животных (черепахи, крота и пр.) и растений (осина, бузина и пр.) Проклятием, произнесенными человеком, Богородицей, Богом, святыми. Много сказок и быличек повествуют о судьбе проклятых, заклятых и их чудесном освобождении.
Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Второе издание
Добавить комментарий