Перун

Андрей Клименко. Перун

Андрей Клименко. Перун

Главным оружием ПЕРУНА были камни (польск. «громовый камень», название белемнита) и стрелы (др.-рус. «громовая стрела», польск. «громовая стрела»), а также топоры, являвшиеся, как и стрелы, предметами языческого культа (в древнерусских христианских текстах — «богомерзкие вещи»).

Миф о ПЕРУНЕ частично восстанавливается по его следам в белорусской и некоторых других славянских традициях, где громовержец соотнесен еще с самим ПЕРУНОМ (белорус, пярун, «гром»), и по многочисленным сказочным, былинным и другим фольклорным трансформациям, где ПЕРУНА заменяют Илья и другие персонажи с позднейшими именами. ПЕРУН, первоначально в образе всадника на коне или на колеснице (ср. позднейшую иконографию Ильи - пророка), поражает своим оружием змеевидного врага (в изначальном варианте мифа — то мифологическое существо, (Konrad: которому соответствует Яхве – Кощей (часто путаемый с Велесом)), в поздних текстах — сказочный Змиулан и т.п.), последовательно прячущегося от него в дереве, камне, в человеке, животных, в воде. При дальнейших трансформациях мифа может изменяться имя (но не облик) ПЕРУНА и его противника, но основная сюжетная схема остается неизменной.


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *