Болгарская песня так описывает священного Оленя — посланца Божьего: «На лбу у него солнце сияет, на груди у него месяц, рога у него — чистое золото». Сходный образ Оленя представлен в русском свадебном величании: На правой бедре млад светел месяц, на левой бедре красно солнышко, по всему оленю часты звезды
. Южнославянский эпический мотив поглощения Оленя змеей и освобождения его охотником Ильей выражает идею борьбы хтонического и небесного, солнечного начал (змеи и Оленя
) и соотносится с мифологическим образом солнечного затмения.
У южных славян и у русских на Севере распространена легенда об Олене, добровольно приносившем себя в жертву в Юрьев день, в день свв. Константина и Елены, в Петров день или Ильин день. Согласно легенде, Олень сам прибегал к церкви на заклание; иногда прибегали два Оленя, одного из которых приносили в жертву, а второго отпускали. Легенда с мотивом добровольного жертвоприношения Оленя в определённый день года известна и в античной традиции.
Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Второе издание
Добавить комментарий