Огонь

Священный характер приписывали «живому» огню, который добывали старинным способом при помощи деревянных палочек или специальных приспособлений. Выражение «живой ОГОНЬ» имеет параллели в других славянских языках и восходит, по-видимому, к праславянской эпохе. Такой ОГОНЬ называли также: новый, деревянный, реже — святой, самородный, трудовой, небесный. Чтобы остановить падеж скота, прогоняли стадо через костёр, зажжённый от «живого ОГНЯ». Иногда скот прогоняли между двумя кострами или разводили костры на разных концах деревни, чтобы оградить её от болезни. Так же поступали и для прекращения эпидемии тифа или других болезней: вытирали «живой Огонь» и через разведённый небольшой костёр переходили все здоровые, а затем переносили и больных.

Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. М., 1993;

Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1868. Т. 2.


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *