Навьи

Ино­гда Стра­ст­ной и пас­халь­ный чет­вер­ги, у вос­точ­ных сла­вян на­зы­вае­мые «На­вски­ми», по­свя­ща­лись не­по­сред­ст­вен­но «мав­кам» и «няв­кам». На­при­мер, на юго-за­па­де Брян­щи­ны, ес­ли в до­ме был ре­бё­нок, умер­ший не­кре­ще­ным, то в па­мять о нем в Стра­ст­ной чет­верг уст­раи­ва­ли обед. В Харь­ков­ской губ., а так­же в дру­гих мес­тах, чет­верг пас­халь­ной не­де­ли на­зы­вал­ся Мав­ский ве­лык­день (т.е. был про­из­вод­ным от ук­ра­ин­ско­го на­зва­ния ми­фо­ло­ги­че­ско­го пер­со­на­жа мав­ка). Мав­ки — ду­ши умер­ших не­кре­ще­ны­ми де­тей — вы­хо­ди­ли в это вре­мя из во­ды и ос­та­ва­лись на зем­ле до Пре­по­ло­ве­ния или до Трои­цы. В этот день уст­раи­ва­ли се­мей­ные по­мин­ки по умер­шим де­тям. На­при­мер, на Ви­теб­щи­не в пас­халь­ный чет­верг, на­зы­вае­мый На­вское вос­кре­се­нье, «нуж­но бы­ло сва­рить столь­ко бе­лых яиц, сколь­ко в се­мье бы­ло умер­ших де­тей, и съесть их на от­кры­том мес­те, по­ка­тав пред­ва­ри­тель­но по тра­ве, что­бы не­вин­ные де­ти с вы­со­ты не­ба ви­де­ли и бла­го­слов­ля­ли пом­ня­щую их се­мью».

Агапкина Т.А. О тодорцах, русалках и прочих навях // Studia mythologica Slavica. Ljubljana, 1999. № 2.


Славянская мифология: энциклопедический словарь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *