Мать — Сыра Земля

Земля и сама по себе почитается в народе целебным средством: ею, смоченной в слюне, знахари заживляют раны, останавливают кровь, а также прикладывают к больной голове. Как здорова земля говорится при этом, — так же и моя голова была бы здорова!Мать-Сыра Земля! Уйми ты всякую гадину нечистую от — приворота и лихого дела! — произносится кое-где еще и теперь при первом выгоне скотины на весенний подножный корм.

Пусть прикроет меня Мать-Сыра Земля навеки, если я вру! — говорит человек, давая клятву, и такая клятва священна и нерушима. Те, кто братается не на жизнь, а на смерть, смешивают кровь из разрезанных пальцев и дают друг другу по горсти земли: значит, отныне родство их вечно! А в стародавние годы находились такие ведуны-знахари, что умели гадать по горсти земли, взятой из-под левой ноги желающего узнать свою судьбу. «Вынуть след» у человека считается и теперь самым недобрым умыслом. Нашептать умеючи над этим вынутым следом -значит, по старинному поверию, связать волю того, чей след, по рукам и ногам. Суеверные люди боятся этого как огня! «Матушка — кормилица, сыра земля родимая, — отчитываются от такой напасти, —укрой меня (от призора лютого, от всякого лиха нечаянного. Защити меня от глаза Недоброго, от языка злобного, от навета) бесовского. Слово моё крепко, как железо. Семью печатями оно к тебе, кормилица Мать-Сыра Земля, припечатано — на многие дни, на долгие годы, на всю жизнь вековечную!» Воистину, «всю жизнь вековечную» Мать-Сыра Земля растит-питает хлеб насущный на благо народное; унимает «ветры полунощные со тучами», удерживает «морозы со метелями», поглощает силу нечистую и увлекает её в бездны кипучие/преисподние. Всегда она остаётся все той же матерью для живущего на ней и ею народа, который своим внукам-правнукам заповедовал одну великую и нерушимую заповедь: любовь и почтение к земле родимой. Как траве-мураве не вырасти без горсти земли, так и русскому народу не прожить на белом-свете без земли-кормилицы. Как без пахаря-хозяина и добрая земля — горькая сирота, так и он без земли — что без живой души в своем богатырском теле!


Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *