Ложка — предмет домашней утвари, используемый в календарных и семейных обрядах, в народной медицине и гаданиях. Ложка обычно символизирует того члена семьи, которому она принадлежит, а также человека вообще. В Вятской губ. на свадьбе связывали вместе ложки жениха и невесты, говоря: Как эти ложки связаны крепко-накрепко, так бы и молодые друг с другом связаны были
.
Ложка была одной из немногих личных вещей крестьянина; ложки помечали, избегали пользоваться чужими. Ложка ассоциировалась обычно с женским началом: по примете, известной у восточных славян, если упадёт Ложка или вилка, то придёт женщина, если нож — мужчина. Тем не менее особое значение приписывалось Ложке мужчины: подчас она противопоставлялась остальным по размерам и форме; мужской ложкой не разрешали мешать пищу, чтобы муж не ввязывался в женские дела и не ссорился с женой. На Украине полагали, что с помощью Ложки умершего хозяина можно избавиться от родимого пятна, бородавки, нарыва, опухоли в горле. В Полтавской губ. такую Ложку называли «ведьмарской»; её высоко ценили и считали, что, прикоснувшись ею к больному горлу, можно мгновенно вылечить ангину. Ложку парня или девушки использовали в любовной магии: её прижигали, чтобы приворожить к себе понравившегося человека.
Перед едой Ложки клали обычно выемкой кверху, что означало приглашение к еде; после же трапезы Ложки переворачивали. Вместе с тем в Орловской губ. не разрешалось класть Ложку «вверх лицом» перед трапезой, иначе умрешь с раскрытым ртом и глазами. По поверью белорусов, во время поминальной трапезы Ложки после каждого приема пищи нужно класть на стол, чтобы ею ели «деды», а класть Ложки нужно непременно выемкой вверх, иначе покойники перевернутся в могилах лицами вниз.
Во время поминок ставили лишний прибор (в том числе и Ложку) для умершего. В Польше и в Белоруссии во время ужина под Рождествои Новый год не разрешалось поднимать Ложку, т. к. она упала из-за вмешательства умерших, незримо присутствующих за столом.
Белорусы после поминок складывали ложки в кучу и оставляли до утра на столе, чтобы быть всем вместе на «том свете». Там же на «деды» ложки складывали на ночь вокруг миски с поминальным блюдом, а утром по положению Ложек судили о том, приходили ли ночью предки; если утром Ложка оказывалась перевёрнутой, значит, ею пользовался умерший.
На Украине и в Белоруссии в ночь под Рождество участники ужина также оставляли свои ложки на столе, складывая венчиком на бортик миски с остатками кутьи, или втыкали их в кутью; считали, что если Ложка за ночь упадёт или перевернётся, то её владелец в этом году умрёт. Гуцулы гадали под Новый год: устанавливали после ужина ложки на лавке, прислонив их к стене; если одна из ложек упадёт, то это сулило её хозяину смерть. Мораване после ужина в Рождественский сочельник бросали Ложку через голову; если она упадёт черенком к дверям, то это предвещает человеку скорую смерть. На Русском Севере на ночь выносили на улицу ложки, наполненные водой: если она замерзала с ямочкой, то это сулило хозяину смерть, а если с бугорком, то жизнь.
Ложка, постоянно связанная с едой и ртом, соотносилась с пастью дикого животного, грызуна, птицы, портящей посевы, и т. д. Поэтому, чтобы обезопасить поля от птиц и полевых вредителей, а скот от нападения хищников, в определённые праздники использование приборов, особенно ложек, было ограничено. В Сербии хозяйка перед Юрьевым днем скрещивала ложки и связывала их со словами: «Связываем волку пасть». У сербов часто не употребляли ложки и вилки во время трапезы в Сочельник и на первых неделях Великого поста; ложки связывали, прятали, вешали возле курятника, чтобы хищные птицы не нападали на домашнюю птицу; связывали верёвкой, чтобы «вороны не клевали кукурузу». В Польше, когда под Рождество ели кашу, ударяли Ложкой об Ложку или били Ложкой соседа по лбу со словами: «Прочь, голуби, с проса, гречихи, прочь!»
В различных обрядовых ситуациях ложки подбрасывали, воровали и даже ломали. В Калужской губ. на Вознесение женщины шли в рожь, готовили там яичницу и после еды бросали ложки вверх, приговаривая: «Как высоко ложка летает, так бы высока рожь была». В Костромской губ. в Семик девушки варили кашу, а потом кидали ложки через завитую березку: в какую сторону черенком упадёт Ложка, оттуда будет и суженый. В Польше в Сочельник ложки не клали на стол, держали в зубах, чтобы не болел крестец; хозяин подбрасывал ложкой горох, «чтобы бычки и тёлочки брыкались».
В народной медицине широко использовали воду, которой ополаскивали ложки. В Вятской губ. ребёнка перед купанием окатывали водой, полученной с трёх ложек, вилок и ножей, и приговаривали: «Как ложки, вилки и ножи лежат спокойно, так, раба божья (имя), будь тиха и спокойна».
Обращение с Ложкой регулировалось рядом бытовых правил и запретов. Украинцы следили, чтобы на столе не оказалась лишняя Ложка, иначе ею будут есть «злыдни»; не разрешалось «вешать» Ложку на миску, чтобы «злыдни не лазили в миску». Нельзя оставлять Ложку на ночь в горшке, т. к. нечистый будет перебирать ими и тарахтеть, отчего дети не смогут заснуть. Нельзя пользоваться чужой Ложкой, от этого в углах рта появятся «заеды» или на человека нападёт обжорство.
Топорков А.Л. Домашняя утварь в поверьях и обрядах Полесья // Этнокультурные традиции русского сельского населения XIX — начала XX в. М, 1990. Вып. 2. С. 67–135;
Его же. Структура и функции сельского застольного этикета // Этнознаковые функции культуры. М., 1991. С. 190–203.
Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Второе издание


Добавить комментарий