Летописные известия об Александре Поповиче

2

Труднее установить происхождение рассказа о Калкской битве, имеющегося в Синодальном списке Новгородской I летописи. Синодальный список Новгородской I летописи за первую половину XIII в. крайне небогат известиями, выходящими за пределы узко новгородских. Тем поразительнее полное тождество в нем рассказа о Калкской битве в первой своей части (в которой делаются различные предположения о происхождении татар) с рассказом Лаврентьевской летописи. Однако следы ростовской обработки рассказа о Калкской битве (например, известия о судьбе ростовского князя Василька Константиновича), наличествующие в Лаврентьевской летописи, здесь в Синодальном списке Новгородской I летописи отсутствуют. Следовательно, рассказ о Калкской битве включен в состав Новгородской летописи не из ростовской летописи.

Вместе с тем в соседних статьях Новгородской I летописи в Синодальном списке отсутствуют полностью какие бы то ни было владимирско - суздальские известия, и это делает весьма маловероятным предположение, что рассказ о Калкской битве включен в нее из какой-то владимирской великокняжеской летописи.

Однако в составе Новгородской I летописи по Синодальному списку встречаются южнорусские и рязанские известия.11 Эти южнорусские известия близки к соответствующим известиям Лаврентьевской летописи, и это делает весьма вероятным предположение. что рассказ Синодального списка Новгородской I летописи заимствован из того же южнорусского источника, из которого черпал свои южнорусские известия и владимирский летописец, т. е. из летописи Переяславля Русского. Это заимствование могло быть непосредственным либо опосредствованным какой-нибудь обработкой летописца Переяславля Русского — например Рязанской (существование такой рязанской обработки южнорусских известий подтверждается некоторыми летописными статьями Синодального списка; в существо этого вопроса в данной работе не входим).12 Как бы, однако, ни рассматривать вопрос о происхождении статьи о Калкской битве в Новгородской I летописи. перед нами несомненно рассказ гораздо более полный и лучше сохранившийся, чем подвергшийся значительному сокращению в Ростове рассказ Лаврентьевской летописи. В Новгородской I летописи по Синодальному списку мы имеем, следовательно, наиболее полную и точную передачу впечатлений южнорусского летописца, работавшего между 1223 и 1228 гг., от катастрофических событий битвы на Калке.

Следует особенно подчеркнуть, что этот рассказ о Калкской битве отразил общенародные, ходячие представления того времени о надвинувшейся на Русь катастрофе. Рассказ этот пришелся по вкусу в различных областях Руси в тот период, когда, казалось бы, летописание каждой русской области развивалось уже вполне обособленно, когда книжные связи между отдельными княжествами были прерваны и каждая область замыкалась в местных интересах. Народный интерес к этому рассказу о Калкской битве выразился не только в том, что статья эта попала в летописание четырех русских княжеств и областей (Переяславля Русского, Владимира, Ростова и Новгорода), но и в том еще, что в виде каких-то ходячих, очевидно, устных, отголосков она достигла и летописей западноевропейских. Цезарий Гейстербахский в 47-й главе Х книги своей хроники пишет о Калкской битве в форме более или менее сходной с формой русских летописей: «В прошедшем году еще какой-то народ вошел во владения Руссов и истребил там весь народ унский: нам неизвестно, что это за народ, откуда идет и куда стремится»;13 ср. в Новгородской I по Синодальному списку: «Том же лете, но грехом нашим, придоша языци незнаеми, их же добре никто же не весть, кто суть и отколе изъидоша, и что язык их, и котораго племене суть, и что вера их...». «Бог един весть, кто суть и отколе изъидоша... мы же их не вемы, кто суть...» «...и не съведаем откуду суть пришли, и кде ся деша опять; бог весть, отколе приде на вас, за грехы наша».14

Итак, Синодальный список Новгородской I летописи сохранил в наиболее полном виде популярный южнорусский рассказ о Калкской битве, составленный почти сразу же после поражения русских в период между 1223 и 1228 гг. Н о и в этом наиболее полном рассказе, составленном современником битвы на Калке, известие о гибели Александра Поповича также отсутствует.