Коза

По общеславянскому поверью, в виде Козы появляется дьявол. Козлиные ноги (рога, уши, борода) присутствуют в облике черта, лешего, домового, водяного. Поляки считают, что в глазах у ведьмы можно видеть отражение Козы. В Костромской обл. бытует поверье, что на «том свете» удавленники превращаются в Коз. В Киевской губ. верили, что накануне Пасхи в виде Козы может показаться клад. У Козы, как дьявольского создания, ведьма не может отобрать молока. Верхом на Козе ездит дьявол.

Коза (само животное, части его тела, мясо, молоко) выступает как оберег. По македонскому поверью, Козу нельзя сглазить. Русские и украинцы держали в хлеву козла, которого якобы любит домовой (или черт) и потому не вредит лошадям. Овчары держали Козу на выгоне для овец, полагая, что Коза не даёт колдунам приблизиться к отаре (польские Бескиды). В Костромской губ. от падежа скота прибивали на дворе козлиную голову. В Польше, если корову сглазили, следовало смешивать коровье молоко с козьим — это отвращало сглаз; козьим молоком заливали пожар, возникший от молнии; изгоняя беса из одержимого, клали ему в рот кусочек козлятины.

Курочкiн О. Украiнськї новорiчнi обряди: «Коза» i «Маланка». Опiшне, 1995.


Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Второе издание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *