Материал для Костра собирали за несколько дней или даже недель до праздника и сносили его в одно место; это поручалось детям или молодым людям. Часто горючий материал для Костра нужно было обязательно украсть из чужого двора, причём в этом случае хозяева терпимо относились к подобным проделкам молодёжи. Участниками обрядов и увеселений, устраиваемых вокруг праздничного Костра, были представители всех групп сельского социума; наиболее же активной их частью была молодежь; в юрьевских Кострах южных славян главную роль играли пастухи.
Календарные Костры представляли собой:
1) груду горючего материала (собственно костёр);
2) жердь (часто с укреплёнными на ней предметами, например колесом), срубленное или растущее дерево, пучок веток или зелени;
3) факелы или предметы, их имитирующие;
4) горящие стрелы или «шайбы».
Помимо стационарных костров практиковалось катание по земле горящих колёс, бочек, брёвен, а также пускание Костра по воде. Наиболее характерным для общесельских Костров является сочетание нескольких форм.
Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Второе издание
Добавить комментарий