Коршун, ястреб и некоторые другие виды семейства ястребиных (орёл, канюк, лунь, скопа) и отчасти соколиных (кобчик, чеглок) образуют единый образ крупной хищной птицы (ср. также Орёл), наделяемой символикой нечистоты и смерти, демоническими и отвращающими свойствами.
Символику Коршуна— ястреба, его связи с другими птичьими персонажами и параллели с другими славянскими традициями наиболее полно отражает украинско-подольский обряд изгнания и похорон Коршуна в первый понедельник Петровского поста. Утром хозяйки выгоняли кур из хаты через нож или топор для защиты их от Коршуна. Днем женщины шли на пастбище, где пели, махая платками в сторону леса: Ой, Шуляку — чорна птахо, до нас не литай,/<…> курей наших не хапай.
Мужчины приносили сюда привязанных на палки убитых Коршунов и воронов. Женщины шли с ними в лес, там ломали зелёные ветки и, махая ими, проклинали «шуляка-яструба»: Птице-чорна, смерте наша, / Ти нас не займай, / Обминай!
Потом совершались ритуальные похороны Коршуна и женщины танцевали на его могиле. В другом варианте обряда бабы изготовляли «шуляка» из платков, клали его на большой платок, по углам которого насыпали кучки зёрен и клали между ними хлеб, лук, сыр и мясо. Повернув «шуляка» к мясу, бабы приговаривали: Не йды до курей, а иды до падла
. В конце разрывали «шуляка» на части, устраивали пирушку и угощали друг друга водкой со словами: Выпыйте, кумо, щоб шуляк курчаток не поив
.
Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Второе издание
Добавить комментарий